ОБСЛУЖИВАЕМ ДВИГАТЕЛЬ УЗАМ-331 НА ИЖ-2126, 2717

Набор шоферского инструмента, моло­ток, бородок.

Две линейки, плоский щуп 0,15 мм, дина­мометрический ключ, специальный ключ для отвертывания масляного фильтра.

Поговорим сегодня об автомобилях «Ода» ИЖ-2126 и ИЖ-2717 с уфимским мотором. Ижмаш наращивает производство автомобилей - и у двигателя УЗДМ-331 появил­ся шанс снова стать массовым. Тем, кто впервые собрался самостоятельно его обслуживать - заменить масло, фильтры, охлаждающую жидкость, отрегулировать натяжение ремня, цепи или тепловые зазоры клапанов. - предназначен этот материал.

ЗАМЕНА МАСЛА

Периодичность - 7500 км. Работаем, предва­рительно прогрев двигатель.

dhdhudhndhnydhdhndh44

Ключом «квадрат на 9» отвертываем пробку мас­ляного картера и сливаем отработавшее масло в емкость не менее 5 л.

Специаль­ным клю­чом против часовой стрелки от­вертываем масляный фильтр.

Если нет ключа, фильтр отвертываем вруч­ную, обернув его крупнозернистой наждач­ной бумагой, в крайнем случае, пробив кор­пус бородком или отверткой.

Заполняем новый масляный фильтр (типа ДААЗ-2105) чистым моторным маслом до половины и смазываем его прокладку. Вруч­ную навертываем фильтр на штуцер до со­прикосновения с привалочной плоскостью, затем довертываем на 3/4 оборота. Затягива­ем сливную пробку масляного картера.

dhdhudhndhnydhdhndh45

Заливаем 4,8 л масла в отвер­стие маслона­ливного патруб­ка клапанной крышки.

Контролируем уровень по щупу. Он должен находиться между отметками мин и мах.

Масло: класс вязкости - SАЕ 20W40, уро­вень качества по АРI - SF или выше. Пробка маслоналивного патрубка конструктивно объединена с фильтрующим элементом вен­тиляции картера.

Загрязненный фильтр пробки промывает в чи­стом бензине.

ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

В систему охлаждения залито 10 л жидкости «Антифриз», «Тосол А-40» (ТУ6-02-751-86) или ОЖ-40 «Лена» (ТУ 113-07-02-88). Она может работать в системе в течение трех лет при условии, что пробег автомобиля за указанный срок не превысил 60 000 км. Пе­ред заливкой свежей жидкости полезно про­мыть систему охлаждения чистой водой. Ра­боту начинаем на холодном двигателе.

dhdhudhndhnydhdhndh46

Ключом «на 14» отвертываем пробку слива, рас­положенную в правой передней части блока ци­линдров.

dhdhudhndhnydhdhndh47

Отвертываем пластиковую пробку радиа­тора.

Сливаем отработавшую жидкость в посуду, остаток в расширительном бачке удаляем, сняв бачок. Завертываем пробки, заправля­ем чистой водой систему охлаждения через горловину расширительного бачка до риски тт. Пускаем и прогреваем двигатель до температуры 85-90° С (стрелка указателя температуры - в белой зоне шкалы). Оста­навливаем двигатель и осторожно сливаем горячую воду. Чтобы не обжечься, пробку расширительного бачка захватываем плот­ной салфеткой. Если в слитой воде видна грязь, повторяем промывку. Завертываем пробки. Заливаем свежую охлаждающую жидкость, пускаем двигатель, прогреваем его, останавливаем и после охлаждения проверяем уровень в расширительном бач­ке (не ниже надписи мин). При необходимо­сти - доливаем до нормы.

ЗАМЕНА ВОЗДУШНОГО ФИЛЬТРА

В руководстве по эксплуатации автомобиля тип воздушного фильтра порекомендовать забыли. Но в том, что установлен «жигулев­ский», сомнений нет. Если постоянно коле­сить по пыльным дорогам, а не по альпий­ским лугам, фильтрующий элемент нужно менять не реже чем через 10 000 км пробе­га. За эту цифру «голосует» и больший, чем у «Жигулей», рабочий объем двигателя (1,7л).

Ключом «на 10» от­вертываем три гайки крепления крышки корпуса фильтра, удаляем шайбы.

dhdhudhndhnydhdhndh48

ЗАМЕНА ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА

Этот фильтр меняют через каждые 20000 км пробега.

dhdhudhndhnydhdhndh49

Снимаем крышку, про­тираем вето­шью или продуваем сжатым воз­духом кор­пус фильтра и устанавливаем новый фильтрующий элемент.

Установив крышку на место, равномерно за­тягиваем гайки крепления. dhdhudhndhnydhdhndh50 хомуты и грязный фильтр.

При установке нового фильтра штатные хо­муты лучше заменить винтовыми. Стрелку на корпусе ориентируем в направлении карбю­ратора. Можно установить фильтр во всасы­вающую магистраль бензонасоса. Очистка то­плива на входе ему не повредит.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ПРИВОДА ГЕНЕРАТОРА И ВОДЯНОГО НАСОСА

Одну линейку прикладыва­ем между шкивами во­дяного насо­са и генера­тора, а другой прогибаем ветвь ремня на 7-9 мм.

Это должно быть при усилии 4 кгс.

Чтобы изменить на­тяжение ремня, ос­лабляем болт креп­ления генератора к регулировочной планке и гайку кре­пления регулиро­вочной планки к корпусу водяного насоса.

Ключом «на 17» ослабляем гай­ки и контргайки двух болтов крепления гене­ратора к крон­штейнам на блоке.

Чтобы болты не проворачивались, удержива­ем их ключом «на 14».

Чтобы натянуть ремень, монтаж­ной отодвигаем генератор от бло­ка цилиндров, пос­ле чего подтяги­ваем болт его кре­пления к планке.

Добившись необходимого прогиба ремня, окончательно затягиваем все элементы креп­ления генератора.

dhdhudhndhnydhdhndh51

РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ В ПРИВОДЕ КЛАПАНОВ

Проверяем и регулируем зазоры на холодно» двигателе с температурой головки блока 15-20° С. Зазоры между наконечниками регу­лировочных болтов коромысел и стержнями впускных и выпускных клапанов должны рав­няться 0,15 мм. Предварительно снимаем крышку фильтра, вынимаем фильтрующий элемент и демонтируем корпус фильтра, для чего ключом «на 10» отвертываем четыре гай­ки крепления корпуса воздушного фильтра к карбюратору. Чтобы не уронить гайку во впу­скной коллектор, карбюратор сверху лучше за­крыть салфеткой. Отсоединяем от патрубка на клапанной крышке трубку системы вентиля­ции картера и пластиковый шланг, идущий к карбюратору. Снимаем пластину и корпус воздушного фильтра.

dhdhudhndhnydhdhndh52

Головкой «на 10» отвертываем семь гаек крепле­ния клапанной крышки, удаляем две шайбы

Снимаем крышку со шпилек вместе с прокладкой, стараясь пос­леднюю не по­вредить.

Поврежденную заменим перед сборкой. Если работа выполняется впервые после обкатки автомобиля, желательно подтянуть 10 гаек крепления головки блока. Для этого...

-динамометриче­ским ключом че­рез головку «на 19» равно­мерно, без рыв­ков-

...в последовательности, указанной на ри­сунке, завертываем гайки вплоть до момен­та 90-100 Н-м (9-10 кгс-м).

dhdhudhndhnydhdhndh53

Ключом «на 36» вра­щая коленча­тый вал по часовой стрелке-

...совмещаем установочную метку (вторую по направлению вращения коленчатого ва­ла) с установочным приливом на нижней крышке распределительных звездочек...

-а метку на шес­терне распреде­лительного вала

- с приливом на головке блока цилиндров.

При этом поршень первого цилиндра дол­жен находиться в верхней мертвой точке та­кта сжатия. Оба его клапана (1-й и 2-й) за­крыты, поскольку к коромыслам обращены «затылочные» поверхности кулачков рас­пределительного вала. Убеждаемся, что клапаны 3-й и 6-й тоже закрыты. (Счет кла­панов - от передка двигателя.)

Тепловые зазоры этих четырех клапанов проверяем, вводя плоский щуп между тор­цом наконечника регулировочного винта и стержнем соответствующего клапана.

Если тепловой зазор какого-либо клапа­на не соответствует 0,15 мм, регулируем его.

dhdhudhndhnydhdhndh54

Ключом «на 14» ослабляем контргайку и, вращая регулировочный винт ключом «на В», добиваемся необходимого зазора, о чем свидетельствует лег­кое защемление щупа.

Затягиваем контргайку и еще раз проверяем зазор. Проворачиваем коленчатый вал на 360° и, убедившись (по взаимному положению ко­ромысел и соответствующих кулачков распре­делительного вала), что закрылись 4-й, 5-й,

7-й и 8-й клапаны, проверяем у них тепловые зазоры, а при необходимости - регулируем.

РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ ПРИВОДА МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Если регулировка выполняется впервые после обкатки автомобиля, предварительно необходимо подтянуть гайки крепления го­ловки блока (см. выше). Работу выполняем на холодном двигателе.

dhdhudhndhnydhdhndh55

Ключом «на 12» отпускаем на 1/2-2/3 оборота стопорный болт, фиксирующий положение звез­дочки натяжного устройства.

Поворачиваем коленчатый вал ключом «на 36» по часовой стрелке на пол-оборота и затягиваем стопорный болт до упора.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, средний: 3.67 из 5)
Loading ... Loading ...