ЗУБЧАТЫЙ РЕМЕНЬ

Сначала — о терминологии. Зубчатый ремень точнее называть синхронным, так как он обеспечивает заданное соот­ношение между углами поворота коленча­того и распределительного валов, то есть синхронизирует их вращение. Еще одно название ремня — плоскозубчатый — используют, чтобы отличить его от клиновых зубчатых ремней (например, вентилятор­ных), широко применяемых за рубежом.

Синхронный ремень представляет со­бой бесконечную ленту с зубьями на внутренней поверхности и состоит из не­сущего (силового) слоя, связующего эла­стичного материала и износостойкого покрытия зубьев.

На автомобиле синхронный ремень для привода распредвала впервые при­менила в 1962 году немецкая фирма «Глас», ныне не существующая. С тех пор цепных приводов в мире моторов ста­новится все меньше, а ременных — все больше.

Вот главные преимущества плоско­зубчатого ремня перед цепью:

легкость и небольшая толщина ремней в сочетании с высокой проч­ностью позволяют применять их на вы­сокооборотных двигателях и в приводах с большим межосевым расстоянием, что затруднительно для других передач, гарантирующих синхронность (например, зубчатых). Так, выгодно использовать ре­мень для привода верхних валов в V-образном двигателе;

силовой каркас ремня делают не­растяжимым, а это значит, что ремень практически не удлиняется за весь срок службы;

благодаря гибкости ремня шкивы в силовой передаче можно делать мень­ших размеров, чем звездочки для цепи, сохранив при этом передаточное число;

dhdhudhndhnydhdhndh15dhdhudhndhnydhdhndh16Рис. 1. Ремень трапецеидального профиля: 1 — силовой слой — стеклокорд; 2 — эластич­ный слой из резины на основе неопрена; 3 — износостойкое покрытие зубьев.

dhdhudhndhnydhdhndh17Рис. 2. Ремень параболического профиля: 1 — эластичный слой; 2 — силовой слой — стеклокорд; 3 и 4 — два слоя износостойко­го покрытия зубьев.

dhdhudhndhnydhdhndh18Рис. 3. Маркировка рем­ня для «Таврии»: «94»— число зубьев, «VI93» — дата выпуска.

dhdhudhndhnydhdhndh19Рис. 4. Способ регули­ровки натяжения ремня на «Спутнике» с по­мощью простейшего ди­намометра — безмена (усилие 2 кгс) и само­дельного ключа «на 32».

Основные параметры ремней

Модель автомобиля

ВАЗ-2105

ЗАЗ-П02

ВАЗ-2108, -1111

Обозначение (номер по каталогу)

2105-1006040

245-1006040

2108-1006040-10

Форма зуба

Трапецеидальная

Параболическая

Шаг, мм

9,525

9,525

9,525

Число зубьев

122

94

111

Ширина ремня, мм

19,0

19,0

19,0

Толщина ремня, мм

3,6±0,25

3,6 ±0,25

5,4±0,25

ремень не требует смазки, а нич­тожный зазор в зацеплении и эластич­ность материала обеспечивают снижение шума;

наконец, синхронный ремень тео­ретически может работать даже без пер­воначального натяжения, а потому очень мало нагружать подшипники. На прак­тике ремень, конечно, натягивают, но подшипникам живется все же легче, чем в цепном приводе.

Из отечественных моторов распреде­лительные валы приводятся плоскозубча­тыми ремнями у вазовских «пятерок» и «восьмерок», и на «таврическом» МеМЗ-245. Причем только у «Самары» встреча поршней и клапанов в случае об­рыва ремня почти неминуема. На двух других — ВАЗ-2105 и «Таврии» преду­смотрена страховка: в днище поршня выполнены углубления для тарелок кла­панов.

Многим по этой причине не нравит­ся «восьмерочная» конструкция, но — не так страшен черт... Во-первых, ремень, если за ним следить,— вещь весьма на­дежная, а во-вторых, здесь сработал принцип «за все нужно платить» — спе­цифичная форма камеры сгорания на двигателе ВАЗ-2108 позволила поднять степень сжатия до 9,9 (против «жигу­левских» 8,5) с применением того же сор­та бензина, что сделало двигатель го­раздо экономичнее. Глубокие выемки под клапаны ухудшили бы параметры двигателя.

О надежности речь впереди, а сей­час — о конструкции и типах плоскозуб­чатых ремней.

На ВАЗ-2105 и ЗАЗ-1102 применяют ремни с зубьями трапецеидального про­филя (рис. 1), на ВАЗ-2108 (-081, -083) — более современные, у которых профиль зуба параболический с канавкой посре­дине (рис. 2). Они взаимозаменяемы с применявшимися на первых партиях машин ремнями с полукруглыми зубьями. (Все, что говорится о двигателе ВАЗ-2108, касается и мотора «Оки».) Некоторые параметры синхронных ремней для оте­чественных автомобилей приведены в таблице.

К таким ремням предъявляются очень высокие требования — по точности раз­меров, теплостойкости, маслобензостойкости, боковому биению и особенно по установленному ресурсу. Естественно, чтобы их выполнить, необходимы спе­циальные материалы, прецизионное обо­рудование, совершенная технология — все то, что принято называть современ­ным производством. В России оно орга­низовано только на ПО «Балаковорезинотехника», где зубчатые ремни де­лают на оборудовании и по технологии, закупленным у итальянской фирмы «Пирелли». Сырье и материалы закупают тоже за рубежом. Изготовленные рем­ни подвергаются контролю геометриче­ских размеров, разрывной прочности, тепло- и морозостойкости, прочности зу­ба, по наработке на стенде — короче говоря, по всему комплексу показате­лей, заложенных в технических условиях. На принятые ОТК ремни наносят белой краской маркировку: торговый знак пред­приятия, число зубьев и дату изготов­ления — месяц и год (рис. 3).

Многие, возможно, не зная о проис­хождении отечественных ремней, хотят купить для своей машины импортный. При выборе его обратите внимание на цифры маркировки — в них часто содер­жится необходимая информация. Напри­мер, подходящий для «восьмерки» ре­мень фирмы «Optibelt», встречающийся в наших магазинах, маркируется так: 58111X19 мм. Можно догадаться, что «111» здесь — число зубьев, а «19 мм» — ширина ремня. Понятно, что должны совпадать также форма зубьев и их шаг. Приобретая зарубежный синхронный ре­мень, для верности полезно сравнить его с «родным», стоявшим на автомо­биле, или расспросить продавца об опы­те использования его товара на отече­ственных моторах. Ремень — деталь очень ответственная, поэтому напомним: если понравившийся импортный ремень хоть в чем-то не соответствует данным, при­веденным в таблице,— воздержитесь от его покупки.

dhdhudhndhnydhdhndh20Рис.5. Доработка отверстия в защитной крышке двигателя ВАЗ-2105.

Кстати, если случается неприятность и ремень рвется или, что бывает чаще, срезается несколько зубьев — всю вину сразу взваливают именно на него. Это неправильно — надо обязательно прове­рить шкивы, нет ли в них дефекта. Иначе новый ремень долго не проживет.

При нормальной эксплуатации ремень честно ходит заявленные заводом 60 000 километров — для скептиков от­метим: в него заложен пятикратный за­пас прочности. «Нормальная эксплуата­ция» — это своевременный контроль за натяжением и состоянием ремня (хоть материал ремня и маслобензостойкий, для него тоже «чистота — залог здо­ровья»).

В заключение несколько рекомендаций и предложений читателей, опубликован­ных ранее в журнале «За рулем».

Необходимое натяжение ремня на двигателях «Таврии» и ВАЗ-2105 обес­печивает пружина у кронштейна на­тяжного ролика, поэтому достаточно лишь убедиться, что она действует. На ВАЗ-2108, где натяжение ремня регули­руют эксцентриком, предлагается оцени­вать усилие пальцами, закручивая ре­мень на 90° (пальцами потому, что чем-либо еще туда попасть трудно). Регу­лировку можно проверить точнее дина­мометром. Для этого отворачивают гай­ку, фиксирующую натяжной ролик, и клю­чом «на 32» поворачивают эксцентрич­ную ось ролика против часовой стрелки, контролируя момент по динамометру — он должен быть около 2 Н-м (рис. 4).

На «пятерке» плоскозубчатый ремень закрыт пластмассовой крышкой, крепя­щейся в трех местах. Очень неудобно добираться до левого (со стороны ра­диатора) болта, поэтому имеет смысл вместо овального отверстия в крышке сделать паз (рис. 5). Тогда достаточно ослабить болт и крышка легко снимает­ся вверх.

Допустим, ремень вышел из строя — срезало несколько зубьев. На «Спутни­ке» после этого нужно обязательно про­верить, не погнулись ли клапаны от уда­ра в поршень (кстати, обычно это бывает с впускными клапанами). Для этого поворачиваем распредвал до совмещения метки на шкиве с установочным усиком на задней крышке зубчатого ремня. Потом поворачиваем коленвал влево или вправо — куда ближе — до совмещения метки на шкиве с меткой на крышке маслонасоса. Затем надеваем ремень и, проворачивая коленвал вручную, прове­ряем, есть ли компрессия во всех ци­линдрах. Если все в порядке — вам по­везло.

Когда запасного ремня нет, можно выйти из положения так. Разрежьте ста­рый вдоль на две части, cложите одну половину относительно другой так, чтобы срезанные зубья оказались с противоположных сторон, установите на дви­гатель — и в путь, лучше всего — в сто­рону магазина запчастей, за новым рем­нем.