Зимой без вентилятора

Слышал, будто журнал когда-то объяснял, как в холодное время ездить без вентилято­ра: это, мол, экономит бензин. Так ли это?

Подобные эксперименты действительно предпринимались — в расчете на то, что в хо­лодное время правильный температурный режим двигателя можно поддерживать лишь естественным обдувом радиатора — встреч­ным потоком воздуха. Владельцы автомоби­лей с электрическими вентиляторами (в те годы — ВАЗ-2103, 2106, 2107) знали, что в зимнее время вентилятор включается редко — в основном, при тяжелых режимах работы двигателя. Исходя из этого опыта, рассчитывали несколько улучшить экономичность ав­томобиля, оснащенного механическим вентилятором, демонтировав последний.

Поездки на автомобилях «Нива», ВАЗ-21011, ВАЗ-2105 показали, что при темпе­ратурах ниже нуля градусов и легких услови­ях работы двигателя (ровная, твердая доро­га) принудительно обдувать радиатор не тре­буется даже при самом медленном движении на первой или второй передачах. А повыше­ние скорости и усилившийся встречный по­ток облегчают охлаждение двигателя на­столько, что приходится утеплять радиатор. (Иначе говоря, на этих режимах механиче­ский вентилятор скорее вреден.)

Даже в уличных пробках вентилятор не был нужен, если водитель, трогаясь с места, не злоупотреблял приемистостью двигателя, не «рвал» машину. При малой скорости дви­жения в сочетании с большой нагрузкой мо­тор без вентилятора очень быстро перегре­вается. Например, уже через полминуты бу­ксования в снегу стрелка указателя темпера­туры уходит в красную зону. Оказывается, просто удалить крыльчатку вентилятора нельзя. Единственно разумное решение-ус­тановка электрического прибора.

Кстати, мощность, затрачиваемая на вра­щение вентилятора, весьма невелика: даже при максимальных оборотах — около 200 Вт. А значит, не стоит преувеличивать его вли­яние на расход бензина.