ЗАПУСК ОТ РОЗЕТКИ

Каждый водитель знает, как порой бывает трудно запустить двигатель автомашины зимним утром после длительной стоянки. Однако сравнительно простое устройство с питанием от сети переменного тока напряжением 220 В существенно облегчит эту задачу. Устройство состоит из двух частей (рис. 1): одна — сетевой источник питания (напряжение 12—14 В); вторая часть смонтирована в моторном отсеке автомобиля. Соединены они между собой помощью специального разъема.

В моторном отсеке с помощью кронштейна (рис. 2) укреплена плата, в которой смонтированы кнопка

И (для «проворачивания» и пуска двигателя), переключатель SA1 «аккумулятор — сеть» и вилка разъема (для подключения к источнику питания).

Устройство обеспечивает проворачивание коленвала двигателя, а также запуск двигателя ключом замка зажигания или кнопкой SB1 при включенном зажигании. При этом от источника питания энергию получа­ют от аккумулятора автомобиля.

Работу устройства рассмотрим на примере автомобиля ВАЗ-2101. Под­соединяем источник к бортовой сети помощью разъема Х1 (рис. 1). Переключатель SA1 устанавливаем в положение «сеть», а сам источник под-; соединяем к сети 220 В. Ключ зажигания переводим в положение «выключено». Нажатием кнопки SB1 осу­ществляем проворачивание коленвала двигателя. При этом питание от аккумулятора через контакты кнопки SB1 подается на тяговое реле. Пи­тание от источника через контакты 1—2 переключателя SA1 поступает на тяговое реле и далее через замк­нувшиеся контакты тягового реле — на обмотку стартера.

Запуск двигателя осуществляется ключом зажигания, как обычно. При включенном зажигании запуск осуществляется также при нажатии кнопки SB1.

При использовании устройства на автомобилях «Москвич-2140» и «Запорожец» в работу вступают контак­ты 1—2 кнопки SB1, которые пре­пятствуют попаданию тока от источника в систему зажигания автомоби­ля во время работы тягового реле.

Провод, соединяющий контактную пластину «КЗ» на тяговом реле и зажим «ВК» катушки зажигания, не­обходимо отключить. Остальное про­исходит так, как описано выше.

После окончания работы устройст­во отключают от сети и от автомо­биля, а переключатель SA1 устанав­ливают в положение «аккумулятор».

В качестве трансформатора Т1 использован переделанный авто­трансформатор ЛАТР-1М. Переделка состоит в следующем. Обмотку делят на две равные по количеству витков части. Обе половины соединяют па­раллельно и доматывают 45—50 вит­ков провода 01,5 мм. Это будет сетевая обмотка. После прокладки слоя изоляции наматывают обмот­ку II, состоящую из 15 витков прово­да сечением 40—50 мм2.

Диоды — ВК-200 (или другие, рас­считанные на выпрямленный ток не менее 200 А) установлены на тексто­литовой пластине без радиаторов.

Разъем Х1 — самодельный. Корпус розетки (рис. 3) изготовлен из текстолита или другого изоляционного материала. В корпус запрессованы 1 или вклеены гнезда (медная трубка 1X1 мм), к которым припаяны соединительные провода. Вилка смонтирована на плате (рис. 2). Переключатель «аккумулятор — сеть» также самодельный. Его устройство видно из того же рисунка.

Провода, по которым осуществляется питание стартера, должны иметь сечение 30—40 мм2 и быть возможно короче. Наличие конденсатора С1 i не обязательно.dhdhudhndhnydhdhndh12