выбор зубчатых ремней

Маленькая невнимательность при покупке зубчатого ремня может повлечь большие расходы

Сегодня в магазинах изобилие рем­ней — можно подобрать для любой маши­ны. Но вначале расскажем, какие они бы­вают вообще. Клиновые и многоручьевые ремни (о которых мы поговорим в следую­щий раз) применяют только для привода насосов системы охлаждения и навесных агрегатов (генератора, усилителя руля и т. д.). Механизм газораспределения (ГРМ) приводят зубчатым или, как его еще назы­вают, синхронным ремнем, не проскальзы­вающим на шкивах.

Ремни современных иномарок исклю­чительно надежны — возить с собой новый имеет смысл разве что с комплектом кла­панов или, скажем, с запасным шатуном... Наше традиционное предпочтение цепно­го привода (а шестеренный — и подавно лучше!) воспитано ВАЗом. Именно вла­дельцы «жигулей» удивили мир находчиво­стью: «Разрежьте ремень вдоль и пере­двиньте участки со срезанными зубьями друг от друга»... Да и сам завод, не слиш­ком доверяя ремню, предусмотрел выемки под клапаны в поршнях большинства ныне выпускаемых «ременных» моторов и пред­писывает проверять его натяжение аж че­рез каждые 10 тыс. км.

Купив иномарку, пусть даже старень­кую, можно расслабиться — фирменный ре­мень ГРМ служит 100 тыс. км, не требуя промежуточных осмотров и тем более под­тяжек. И дело тут не столько в высоком ка­честве его самого (например, балаковские тоже вполне сносны), сколько мотора в це­лом. Шкивы вращаются в одной плоскости, профиль впадин их венцов идеально соот­ветствует ремню — не соз­дается пиковых концентра­ций давления на отдельных участках зубьев — да и натяж­ной механизм исключает пере­тяжку ремня. Однако страховочных вы­емок в поршнях на большинстве моторов не предусмотрено, а потому при обрыве неизбежна катастрофическая «встреча»... Заботливый или просто осторожный вла­делец иномарки меняет ремень загодя именно по этой причине.

dhdhudhndhnydhdhndh21ПРОФИЛИ ЗУБЬЕВ СИНХРОННЫХ РЕМНЕЙ ПО СТАНДАРТУ ISO

1. Трапецеидальный серии 41 (форма С). 2. Полукруглый серии 58 (форма R). 3. Полукруглый усиленный с противошум­ным желобком серии 97 (форма ВМ).

4. Трапецеидальный высокий с закругленны­ми ребрами серии 90 (форма LT).

Крупнейший производитель привод­ных ремней в мире — американская фир­ма «Гейтс» (Gates), а ее зубчатые ремни представлены под маркой Power Grip. Вторая по объему — итальянская «Дэйко» (Dayco), часть ее продукции идет под знаменитой маркой Pirelli. Третье место у немецкого концерна «Континенталь» -его ремни несут марку Contitech. Осталь­ные, мелкие фирмы на нашем рынке рем­нями не торгуют, но их продукция (как, впрочем, и часть ремней, сделанных «большой тройкой») продается под из­вестными марками фирм-упаковщиков, например Bosch, TRW и др.

Для автомобильных зубчатых рем­ней, как и для цепей, предусмотрено че­тыре шага зубьев (звеньев). Традицион­ный — 3/8 дюйма (9,525 мм). В последние годы все чаще применяют метрический -8 мм. Остальные два — 8,22 мм и 5 мм -встречаются редко. Существует также 36 значений ширины ремня (от 8,6 до 36 мм), точное соответствие которой не менее важно, чем шаг и число зубьев. Более широкий ремень не влезет в ручей натяжного ролика, а более узкий будет гулять по шкивам, вызывая изгиб и уско­ренный износ зубьев, а то и вовсе обор­вется от нештатной нагрузки. И послед­нее, что определяет пригодность ремня для данной машины — профиль зубьев. Он должен соответствовать впадинам на венцах шкивов так, как было рассчи­тано конструкторами двигателя.

Ныне применяют около полутора де­сятков разновидностей профилей: четыре из них, разработанные в разные годы, по­казаны на рисунках. Освоенные ранее, как правило, трапецеидальные, причем вер­шины зубьев не доходят до дна впадин шкивов. Ремни для моторов последних мо­делей — с полукруглыми зубьями высокого профиля: они упираются в дно впадин, что позволяет распределить нагрузку на боль­шей площади контакта.

Международное обозначение зубча­того ремня включает все упомянутые данные. Например: 58127×¾ HSN. В пер­вых двух цифрах (58) зашифрована серия зубьев, то есть их профиль и шаг — в дан­ном случае полукруглый, без желобка, высотой 3,6 мм с шагом 3/8". Следующие три цифры (127) — число зубьев (у ремней серии 40 оно условно). После знака умно­жения — ширина ремня в миллиметрах или дюймах (здесь ¾" или 19 мм). Аббре­виатура HSN в конце маркировки обозна­чает современный особо прочный мате­риал ремня — «высоконасыщенный нит­рил» (Highly Saturated Nitrile), а если ее нет — значит, ремень сделан из традици­онного неопренового каучука.

Данные синхронных ремней для большинства распространенных в России автомобилей приведены в таблице. Не вошли в перечень ремни для устаревших машин 70-Х-80-Х годов, форсированных модификаций двигателей, редких и доро­гих моделей. Не включены также корот­кие (45-70 зубьев), не предназначенные для привода распредвала и применяе­мые дополнительно к основному ремню для вращения балансировочных валов и дизельных топливных насосов на некото­рых моторах. Не удивляйтесь, если не найдете в первой колонке таблицы аме­риканские машины, «мерседесы», многие современные модели «Ниссана», «Тойоты» и других фирм — их конструкторы предпо­чли цепь. В отличие от ремня (или, ска­жем, «жигулевской» цепи), ее практиче­ски никогда не придется заменять. Кроме того, цепь ставят, если очень важна ком­пактность: ведь ременный привод, как ни крути, удлиняет мотор миллиметров на двадцать.

Случаи взаимозаменяемости зубча­тых ремней достаточно редки. Какой ре­мень инженеры рассчитали — тот и зака­жут у «Гейтса» или «Конти». Другое дело наш автопром, где опытные образцы агре­гатов, да и самих машин всегда представ­ляют собой причудливую смесь импорт­ных комплектующих. Это потом на конвей­ер пойдут детали от балаковских, ставров-ских и прочих смежников, а сначала при­лаживают «Дэйко», «Солекс», «Бош», «Сакс» и т. д. Так, к ВАЗ-2105 подобрали ремень от старенького ФИАТа, к «Таврии» — от «Тойоты», а к 16-клапанному мотору ВАЗ-2112 — от «Ситроена». Остальные совпаде­ния в таблице объясняются еще проще -одни и те же моторы (или аналогичные ли­цензионные) могут применять разные ав­томобильные фирмы. Скажем, ремни 41121×18 и 90152×25 HSN стоят на двига­телях «Ауди» и «Фольксвагена», 76092×29 HSN и 76163×1 HSN — «Мицубиси» и «Хён-дэ», а 58127×¾ HSN — «Вольво» и «Рено».