ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЗЬБОВЫХ ОТВЕРСТИЙ ПОД СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ

Даже одна косо установленная свеча зажи­гания может вызвать полный «беспорядок» в работе двигателя. Очевидно, что вечных двигателей не бывает. Они изнашиваются, стареют, теряют былые характеристики — та­ков естественный ход событий. Но нередко машину гробит неумелым «обслуживанием» сам владелец или нанятый им горе-мастер. Есть «умельцы», способные мигом уничто­жить резьбу в свечном отверстии головки.

К чему это ведет? Неправильная посадка свечи в головке блока цилиндров, например с перекосом, или потеря хотя бы 25-30% площади контакта по резьбовому сопряже­нию нарушают тепловой баланс свечи за­жигания. Ее характеристика становится бо­лее «горячей» (см. ЗР, 2001, № 9) — вплоть до появления самовоспламенения смеси от раскаленного изолятора центрального электрода (см. рисунок). Но причины ано­малий в двигателе часто размыты: то ли ре­гулировать систему питания, то ли не в по­рядке охлаждение, то ли нагар виноват. А может (универсальное объяснение!), бензин плохой?

Вовремя обнаружив «ослабевшую» свечу, считайте это удачей! Испорченную резьбу в свечном отверстии можно восстановить, но только один раз. Диаметр специальной втул­ки (чаще ее называют футоркой) ограничи­вается конструктивными размерами камеры сгорания, нынче очень компактной, плотно ужатой клапанами и вытеснителями.

dhdhudhndhnydhdhndh155Тепловой баланс свечи зажигания: А — нормаль­ное охлаждение свечи обеспечивается только при надежном сопряжении «свеча зажигания-головка блока цилиндров». Б — нарушение контакта свечи и головки цилиндров (разрушение резьбы или перекос опорных поверхностей) провоцирует перегрев изолятора центрального электрода и появление калильного зажигания.

При традиционном ремонте посадочное от­верстие под футорку высверливают. Затем метчиком нарезают новую резьбу под наруж­ный диаметр этой втулки. В этих незатейли­вых, на первый взгляд, операциях скрыта опасность несоосности футорки с прежним отверстием. Удержать сверло строго по оси старого отверстия на глазок проблематично. А косой заход метчиком только ухудшит ситуа­цию. Такой «ремонт» законсервирует непра­вильное положение свечи зажигания... но те­перь из-за перекоса целой композиции: све­ча-втулка-головка! За это двигатель со вре­менем может заплатить пригарами колец к поршню, а то и дыркой в его днище и задира­ми цилиндра — ведь калильного зажигания тут не избежать. Более надежна технология уста­новки футорок без применения сверла.

dhdhudhndhnydhdhndh156Комплект инструмента для ремонта свечных от­верстий.

Это двухзаходный метчик, штанга для уста­новки футорки в головку блока цилиндров, ось со свечной резьбой, опорная втулка для фиксации футорки на резьбе головки. Про­исхождение — российско-австралийское: автомобилисты южного полушария сталки­ваются с теми же проблемами.

Ремонт делается вручную, без высверли­вания старой резьбы и не требует особых навыков.

dhdhudhndhnydhdhndh157Основной рабочий инструмент -двухзаходный метчик.

Его первая резьба — стандартная свечная. Мет­чик заворачивают в головку цилиндра вплоть до полного прохода «родного» отверстия. Далее в работу вступает конусная часть инстру­мента, четко отслеживающая ось отверстия, но расширяющая его, затем второй метчик довершает дело, нарезав резьбу под футорку. Этот способ формирования резьбы позволяет ремонтировать головку цилиндров, не снимая ее с двигателя. Единственное условие — нане­сти на режущие поверхности консистентную смазку: она не даст стружке остаться в камере сгорания. При работе сверлом добиться, чтобы стружка не попала в цилиндр, сложнее.

Закрепляем футорку на монтажной штанге, состоящей из двух частей. Внутри корпуса с шестигранником наверху выполнена резьба и установлен «проходной» винт со своим шес­тигранником. Это позволяет очень плотно, с натягом, закрепить футорку, а затем, смазав термостойким клеем, завернуть в отверстие головки блока. Но как демонтировать штангу?

Это просто: удер­живая ключом верхний шести­гранник, отверты­ваем НИЖНИЙ-

dhdhudhndhnydhdhndh158

Дальше и ключи не потребуются. Финишная операция — придать нерезьбовой части футорки правильную форму для контакта с опорной частью свечи зажигания.

Стальная оправка ровно «выдавлива­ет» площадку и для свечей зажигания с уплотнительным кольцами, и для све­чей с коническим уплотнением.

После завершения ремонта стоит прогнать резьбу свечным метчиком.

Таким способом удается восстанавливать резьбы свечных отверстий в любых головках блоков (чугунных, алюминиевых) не только на предприятиях сервиса, но и в гараже. Пос­ле ремонта не нужно беспокоиться о наруше­нии теплового режима работы свечи.