Восстановление постелей коренных эпоксидными пастами

Ленфшшалом НИИАТа в 1971 г. на основании проведенных исследова­ний разработаны эпоксидные компо­зиции и технология восстановления гнезд вкладышей коренных подшип­ников блоков цилиндров двигателя ЗИЛ-164 методом размерного калиб­рования.

Сущность калибрования заключает­ся в холодном обжатии не полностью затвердевшего слоя композиции ка­либрующим инструментом, что исклю­чает процесс последующей механиче­ской обработки покрытия.

Рекомендуются следующие составы композиций, обладающие оптималь­ными физико-механическими и тепло-физическими свойствами:

Состав № 1

вес. ч.

Состав № 2

вес. ч.

Компаунд К-115

100

Смола ЭД-2

100

Стальной порошок

100

Модификатор ДЭГ-1

10

Графит

30

Стальной порошок

100

Аэросил

3

Графит

30

Отвердитель АФ-2

25

Аэросил

3

Отвердителъ ПЭПА

13,5

dhdhudhndhnydhdhndh191рис. 1. Калибрующая оправка для восстановления гнезд вкладышей ко­ренных подшипников в блоке цилинд­ров двигателя ЗИЛ-164

Приготовленная композиция одного из составов наносится на изношенную поверхность шпателем. Толщина на­носимого слоя зависит от величины износа. Номинальный размер восста­навливаемых гнезд вкладышей обес­печивается специальной калибрующей оправкой (рис. 1), которая устанав­ливается в постели блока и зажи­мается крышками (рис. 2). При этом излишки композиции выжимаются, слой уплотняется, принимает необхо­димую геометрическую форму и окон­чательный размер.

В целях ускорения процесса и по­лучения более высоких физико-меха­нических свойств покрытия блок с нанесенной композицией и калиб­рующей оправкой рекомендуется по­мещать в сушильный шкаф при тем­пературе 60—70°С для затвердения на 3—4 ч.

Такой способ восстановления воз­можен в том случае, когда у блока встречается не менее двух бездефект­ных гнезд вкладышей, по которым устанавливают калибрующую оправ­ку. Их размер должен быть в допу­стимых пределах (для ЗИЛ-164 диа­метр 70,50 +0,03), так как эти гнезда обеспечивают центрирование оправки. При необходимости восстановления всех семи гнезд вкладышей Ленфилиалом НИИАТа совместно с голов­ным предприятием объединения «Ленавторемонт» разработано приспособ­ление. В этом случае калибрующая оправка базируется на двух техноло­гических приставках.

Общая последовательность техно­логических операций при восстановле­нии гнезд вкладышей следующая. Отвертывают болты и снимают крыш­ки коренных подшипников. Поверх­ность изношенных постелей и крышек подвергают дробеструйной обработке. Обезжиривают обработанные по­верхности ацетоном. На подготовленные поверхности по­стелей и крышек шпателем наносят слой композиции.

Блок и крышки выдерживают при температуре 18—20° С в течение 40—45 мин для первого состава и 60—70 мин для второго состава. При необходимости выравнивают слой нанесенной композиции и уста­навливают в постели блока калиб­рующую оправку, предварительно смазав ее тонким слоем масла АКЗп-б.

На свои места ставят крышки по­стелей, не подвергавшихся восстанов­лению, и затягивают болты. Усилие затяжки болтов средней и задней крышек должно быть в пределах 8—10 кГм, а остальных — 11 — 13 кГм. Затем проверяют чистоту плоскостей прилегания крышек к бло­ку у восстанавливаемых постелей, при необходимости протирают пло­скости тампоном, устанавливают все крышки с нанесенной композицией на место и затягивают болты. Под все крышки должны быть установлены регулировочные прокладки толщиной 0,05 мм.

Тампоном снимают подтеки выжа­той композиции и выдерживают блок 90—120 мин при температуре 18—20° С.

Сушат блок в сушильной камере в течение 3—4 ч при температуре 60-70° С.

После затвердения композиции от­вертывают болты, снимают крышки и калибрующую оправку.

Зачищают оставшиеся наплывы композиции и открывают масляные каналы.

Для замера восстановленных гнезд устанавливают крышки на ме­сто, затягивают болты и производят необходимые замеры.

Целесообразность восстановления гнезд вкладышей коренных подшип­ников по предлагаемой технологии

подтверждается экономической эф­фективностью и достаточной надеж­ностью при эксплуатации.

Двигатели с восстановленными гнездами, установленные на автомо­били на 1 марта 1972 г., прошли по 50—70 тыс. км и продолжают экс­плуатироваться.