Весь мир масляных фильтров в уникальной супертаблице

Весь мир масляных фильтров в уникальной супертаблице

Обзор масляных фильтров мы начали в предыдущем номере с картриджей — бес­корпусных элементов. Гораздо более рас­пространены корпусные, или, как их назы­вают по-английски, «спин он» (spin on), то есть буквально — «приворачиваемые». Свыше 90% двигателей легковых автомобилей в мире оснащены именно такими. В отличие от сменных картриджей, в них все одноразовое: фильтрующая штора, кар­кас, уплотнения, клапаны да и сам корпус. Отсюда — ощутимое снижение трудоемко­сти обслуживания: отвернул старый фильтр, привернул новый — и порядок!

Большинство выпускаемых в мире фильтров по устройству похожи на наш «жигулевский» (разумеется, речь не о ка­честве!), то есть содержат два клапана — перепускной и противодренажный (рис. 1). Первый иногда может стоять на входе фильтра (так делает фирма «Пюролатор», см. ЗР, 1996, № 9), накапливая крупные частицы износа в корпусе и не пропуская их обратно в двигатель. На некоторых двигателях конструкторы обходятся без противодренажного клапана — его надоб­ность отпадает, если фильтр стоит колпа­ком вниз и масло не может вытечь в кар­тер на стоянке. Или вместо перепускного клапана на входе ставят антивакуумный клапан на выходе — он открывается толь­ко давлением изнутри, препятствуя быст­рому сливу масла из фильтра. По этой схе­ме выполнены фильтры всех бензиновых моторов «Ауди» и «Фольксвагена». Иногда, для надежности, применя­ют и противодренажный, и антивакуумный клапаны -так устроены фильтры вседорожников «Ленд-Ро­вер», а также некоторых моторов «Мазды» и ФИАТа (рис. 2). А в фильтрах мно­гих двигателей «Ниссана», «Опеля» и «Джи-Эм» вооб­ще нет клапанов, даже са­мого главного, перепуск­ного. Конструкторы раз­местили их стационарно в специальных проставках — подпружиненный шарик или плунжер надежнее од­норазовых манжет.

А теперь перейдем к практике: какой фильтр подойдет к вашей конкрет­ной машине? Во-первых, его резьба должна соответствовать той, что на шту­цере двигателя. Во-вторых, наружный диаметр прокладки должен быть близок к диаметру кольцевого выступа вокруг шту­цера, так называемой розетки. В-третьих, основание фильтра должно быть так же вогнуто, как и у штатного, иначе не хватит места шестиграннику штуцера и проклад­ка неплотно прижмется к розетке. В-чет­вертых, фильтр должен быть близок по размеру к штатному.

dhdhudhndhnydhdhndh38Рис. 1. Масляный фильтр с двумя клапанами: 1 — корпус; 2 — фильтрующий элемент; 3 — проти­водренажный клапан; 4 — основание корпуса; 5 — прокладка; 6 — перепускной клапан.

Слишком большой может не уместиться в отведенном ему пространстве под капотом. Еще хуже — ес­ли уместится, но сомнется при срабатыва­нии подвески или перемещении двигателя на упругих опорах. Но и тот, что намного меньше штатного, ставить нежелательно, ведь конструкторы специально рассчиты­вали необходимую минимальную площадь шторы. Например, фильтры дизелей все­гда крупнее, чем у равных по мощности бензиновых моторов. Тяжелонагруженные детали требуют дополнительного охлаж­дения маслом (у «дизельных» маслонасосов более высокая производительность), и штора «дизельного» фильтра способна пропускать дополнительное его количест­во. То же самое — на форсированных мото­рах модификаций GTi. Самый яркий при­мер — «воздушники» «Порше», на которых применяют огромный фильтр от «грузовых» дизелей «Катерпиллер» и ИВЕКО.

И, наконец, в-пятых, комплект клапа­нов фильтра должен быть не меньше, чем у штатного. Например, при отсутствии по­ложенного перепускного клапана штора порвется при первом же холодном пуске, а без противодренажного мотор каждый раз будет по полминуты работать «всухую» — в обоих случаях ускоренный износ неизбе­жен. А вот лишние, ненужные по штату клапаны не навредят — двигатель просто не заметит их присутствияю

Поговорим о присоединительных раз­мерах. Около 75% всех корпусных фильт­ров для легковых автомобилей, в основном европейских и американских, рассчитаны на «европейскую» розетку номинальным диаметром 71,5 мм. Фильтры моторов япон­ского происхождения (неважно, где сделан­ных: в Японии, Европе, Америке или Корее) согласуются с «японской» розеткой диамет­ром 63 мм, и таких около 20%. Оставшиеся несколько моделей предназначены для ди­зелей с «грузовыми» розетками. Например, у «Форда-Транзит 2,50» ее диаметр 92 мм. Сложнее с резьбами под штуцер — их для фильтров только легковых автомобилей предусмотрено двенадцать: пять дюймовых и семь метрических. Самая распространен­ная резьба — дюймовая ¾"-16UNF, то есть диаметром 19.05 мм и шагом 16 ниток на дюйм (1,59 мм) — такие штуцеры на моторах большинства фирм Европы, Америки и Япо­нии. Затем идет М20×1,5МВ — ее применя­ют, в основном, во Франции и Японии. М18×1,5МВ — традиционно французская, но с 1984 года стала визитной карточкой фильтров для «Опеля», а затем и «Джи-Эм», и, конечно, корейских «дэу».

Другие резьбы фильтров специфичны для узких групп автомобилей определен­ных марок. Например, М22×1,5МВ приме­няется только на грузовичках «Форд-Тран­зит» и старых «хондах». А резьбы М24×1,5МВ и М26×1,5МВ — только на дизе­лях: первая — «Тойоты», вторая — «Мицуби-си» и «Мазды». Для фильтров больших ди­зелей вседорожников «Ленд-Крюйзер» предусмотрена даже МЗОх1,5МВ. Самую редкую из «фильтровых» метрических резьб, М16×1,5МВ, увидишь только на ми­кролитражках «Пежо» и «Ситроена», начи­ная от горбатого «Де шво».

Из дюймовых резьб вторая по распро­странению — 1"-12UNF (диаметр 25,4, шаг 2,12 мм}. Кроме дизелей, применяется на фильтрах мощных бензиновых моторов «ягуаров» и «порше». Остальные три: 13/16"-16 UNF (20,64×1,59 мм), 1 1/8"-16UNF (28.58×1,59 мм) и 5/8"-18UNF (15,88×1,41 мм) — только на фильтрах аме­риканских и английских автомобилей

dhdhudhndhnydhdhndh41

Рис. 2. Масляный фильтр с тремя клапанами: 1 — блок двигателя; 2 — уплотнительная прокладка; 3 — корпус; 4 — противодренажный клапан; 5 — фильтрующий элемент; 6 — перепускной клапан; 7 — ан­тивакуумный клапан; 8 — резьбовой штуцер.

В таблице представлен почти весь спектр корпусных масляных фильтров, ко­торые могут понадобиться российским ав­товладельцам. За ее пределами остались совсем редкие у нас — для автомобилей внутренних рынков Америки и Японии, а также компактных европейских микролит­ражек. Номера фильтров — из каталогов пяти наиболее активных в России запад­ных фирм, прочерк означает отсутствие данного типоразмера в производственной программе. Кроме того, таблица позволя­ет быстро подобрать оригинальный фильтр от другой марки автомобиля — та­ких сведений в каталогах не найти. Напри­мер, некий житель уездного города N ищет фильтр к подержанному «Пежо-405». Рад бы и задорого купить, ведь тащиться за триде­вять земель, в Москву -еще дороже выйдет. Смо­трит в таблицу: «Надо же, от „КИА-Кларус“ — почти такой же! А я и не знал!». И пулей в область — там недавно фирменный сер­вис КИА открылся...

Для удобства пользо­вания фильтры в таблице расположены не по мар­кам автомобилей, а по группам взаимозаменяе­мости. Первая, назовем ее группа «Форд», объединяет те, что с резьбой ¾"-16 и под «европейскую» розетку (номера с 1 по 14). Вторая (с 15 по 22) — «Мицубиси-Мазда» — с резьбой М20×1,5 и под «япон­скую» розетку. Фильтры группы «Сузуки-Той-ота» (номера с 23 по 28) — с «американской» резьбой, но «японской» прокладкой, а груп­пы «Рено» (с 29 по 34) — наоборот: резьба М20×1,5, а прокладка диаметром 71,5 мм.

Фильтры всех четырех групп обяза­тельно оснащены перепускным и противо-дренажным клапанами. У остальных (но­мера с 35 по 53) набор клапанов неполный (или резьба редкая), поэтому взаимозаме­няемость ограничена. Например, к «Фольк-свагену-Пассат» подойдут фильтры 3, 7 и 11 от «Форда», ФИАТа и «Опеля», а вот 36-й «фольксвагеновский» на ФИАТ ставить нельзя — в нем нет противодренажного клапана. Или, скажем, к «Ниссану-Алмера» отлично подойдут фильтры от многих мо­делей «Тойоты» и «Сузуки» и даже необы­чайно дешевый ($3) от «Дэу-Дамас». А на­оборот — ни в коем случае!

И в заключение — об отечественных машинах. Если раньше к иномаркам при­спосабливали «жигулевский» фильтр, то теперь владельцы «жигулей» с удовольст­вием ставят «чемпионовский» или «фрамовский» от «Вольво» и ФИАТов, уже не тревожась, что масло пойдет через щели в обход шторы или кончится противодре­нажный клапан.

Итак, фильтры группы «Форд». Для «Жигулей» всех моделей: 1, 2, 4, 9, 13. Се­мейство «Самары» и ВАЗ-2110: только 9. «Нива»: 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 13. «Волга», «Со­боль», «Газель» (мотор ЗМЗ-406): 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 13. «Москвич-2141» (моторы ВАЗ и УЗАМ): 1,2, 4, 9, 13.

А владельцев «святогоров» с фран­цузскими моторами частенько обдирают как липку алчные торговцы с рынков. Наслушавшись рассказов о том, что к его двигателю «ничего нет», растяпа легко выкладывает шестьсот рублей за «дефицитный» фильтр, не подозревая, что в соседнем (специализированном, а не «москвичовском») павильоне точно такой же «Чемпион-РЮЗ» лежит за две­сти, поскольку продавцу безразлично, куда его поставят: на «Москвич», «Рено» или «Вольво»...

ПРИМЕНЯЕМОСТЬ КОРПУСНЫХ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

dhdhudhndhnydhdhndh42

dhdhudhndhnydhdhndh43

dhdhudhndhnydhdhndh44

dhdhudhndhnydhdhndh45

dhdhudhndhnydhdhndh46