Устройство для контроля распредвала

Существующие способы измерения отклонений элементов валов основа­ны на контроле взаимного располо­жения поверхностей по величине би­ения.

Применяемые средства измерения фиксируют удвоенную величину экс­центриситета.

Однако они в большинстве случа­ев не позволяют проводить комп­лексный контроль отклонений.

Для комплексного контроля не­скольких номинально соосных ци­линдрических поверхностей валов авторы этой статьи предложили спо­соб и средства, основанные на изме­рении действительных положений контролируемых поверхностей отно­сительно номинальных по разности отклонений радиусов действительных поверхностей и номинальных одного или разных диаметров.

Аналитически погрешности распо­ложения средних шеек при опоре крайними на призмы для распреде­лительного и коленчатого валов двигателя ЗМЗ-53 можно предста­вить в следующем виде:

dhdhudhndhnydhdhndh14

При этом способе контроля изме­рительные средства должны фикси­ровать наибольшую величину откло­нения разности радиусов измеряе­мых и номинальных (базовых) по­верхностей за один оборот вала. В основу этого способа положен принцип контроля отклонений рас-

положения поверхностей комплекс­ными калибрами положения, при расчете которых реализуется поло­жение ГОСТ 10356 — 63.

Устройство для комплексного контроля отклонений расположения опорных шеек распределительного вала двигателя ЗМЗ-53 работает следующим образом.

Измерительные наконечники /, упираясь в шейки распределительно­го вала, передают полученные пере­мещения через двуплечие рычаги 2, измерительные штоки 3, измеритель­ные стержни 4, траверсу 5, жестко соединенную с измерительной нож­кой в, на стрелку указателя индикатора 7.

Головки с измерительными нако­нечниками, индикаторные нутроме­ры с двуплечими рычагами и инди­катор смонтированы на плите. Пли­та вместе с установленными и за­крепленными на ней узлами монти­руется «а каретке, которая может перемещаться по направляющим станины. Распределительный вал ус­танавливают на призмы 8 крайними опорными шейками 9. Средние шей­ки 10 контактируют с измеритель­ными наконечниками ножевого типа.

С целью исключения влияния раз­меров и формы базовых опорных поверхностей на результат измере­ния оси измерительных головок с наконечниками 1 расположены в плоскости, проходящей через линию контакта опорных шеек с поверхно­стью призмы. Такое расположение обеспечивает удобство установки и снятия вала.

Устройство изготовлено с макси­мальным использованием стандарт­ных узлов и деталей, выпускаемых заводами, к которым относятся ин­дикаторные нутромеры, индикатор 7, призмы 8, станина.

Установку на измерение настраи­вают следующим образом, Эталон­ный вал с номинально соосными поверхностями укладывают на приз­мы. Измерительные стержни 4 при отпущенных винтах 12 вводят в контакт с измерительными штоками, что обеспечивается пружинами. Ус­тановочный стержень 11 входит в контакт с упором плиты. Затем ин­дикатор вместе с траверсой пере­двигают в кронштейне до перемеще­ния стрелки указателя индикатора на 15 — 20 делений и закрепляют винтом. В этом положении индика­тора измерительные 4 и установоч­ный 11 стержни фиксируются вин­тами 12. После этого шкалу индика­тора ставят на нуль.

После настройки снимают эталон­ный вал и устанавливают распреде­лительный вал для комплексного контроля отклонений расположения опорных поверхностей. Для получения информации о годности проверяемого распредели­тельного вала его вращают на приз­мах на один оборот и следят за по­казаниями стрелки индикатора, за­мечая крайние предельные ее поло­жения. Разность показаний стрелки индикатора дает максимальную ве­личину разности радиусов действительных и номинальных поверхно­стей, равную величине максимально­го эксцентриситета оси действитель­ной поверхности относительно оси номинальной поверхности.

Проведенные лабораторные иссле­дования показали, что производи­тельность контрольной операции данным способом по сравнению с существующими повышается в 5 раз, а точность измерения — на 18%.

dhdhudhndhnydhdhndh15

Рис. 1. Принципиальная схема установки для комплексного контроля шеек распределительного вала двигателя ЗМЗ-53