ТО системы смазки тракторных ДВС

Уход за смазочной системой двигателя заключается в осмотре механизмов и приборов системы, поддержании необходимого уровня масла в поддоне, периодической очистке фильтров, смене фильтрующих элементов тонкой очистки и смене масла.

При работе двигателя необходимо систематически следить по контрольным приборам за давлением и температурой масла, ко­торые должны быть в пределах, указанных заводом-изготовителем, и периодически в течение смены проверять, нет ли течи масла в местах соединения маслопроводов, через неплотности в отдель­ных сборочных единицах, смазочной системы и из поддона картера.

Температура масла в системе должна быть 70...80°С не выше 100°С. Давление в смазочной системе зависит от марки двигателя (табл. 5).

Перед началом работы и в середине смены следует проверять уровень масла в картере двигателя масломерной линейкой. Уровень масла в картере при неработающем двигателе должен совпа­дать или быть выше на 15...20 мм верхней метки на линейке (дизель Д-108). Если масло не доходит до нижней метки на линейке, то работать нельзя, так как это может привести к аварии. Следует использовать только те сорта масел, которые указаны в инструкции. При наступлении холодов необходимо при­менять менее вязкие (более жидкие) зимние сорта масел.

Таблица5. Давление в смазочной системе

Двигатель

Давление, МПа

Двигатель

Давление, МПа

необходимое

минимально

допустимое

необходимое

минимально

допустимое

Д-144

0,15... .0,35

0,15

СМД-14

0,25... .0,35

0,1

Д-240

0,2... .0,35

0,05

А-01М

0,3. ...0,5

0,1

Д-65

0,2... .0,35

0,08

Д-108

0,2... .0,29

0,1

При длительных остановках и в зимнее время сразу после останова двигателя масло сливают из картера в чистую посуду. Перед пуском двигатель разогревают. Для этого масло заливают в смазочную систему разогретым до 70...80°С и одновременно в радиатор заливают горячую воду. При заправке подогретым маслом двигатель быстрее прогревается и, следовательно, умень­шаются расход топлива на его прогрев, а также износ деталей двигателя.

Подогревают застывшее масло в специальных маслоподогревателях. Нагревать масло на костре или плите запрещается, так как оно при этом разлагается и теряет свои смазочные свойства. Если же масло не было спущено, его подогревают вместе с двигателем, устанавливая под картер жаровню с горячими углями, покрытую металлическим листом с отверстиями.

Через 240...360 ч работы в зависимости от типа двигателя полностью меняют масло и промывают всю смазочную систему. Сразу же после остановки двигателя сливают горячее масло из смазочной системы и очищают магнитную пробку картера. В кар­тер заливают дизельное топливо (например, для двигателя Д-65) или смесь, состоящую из 50% дизельного топлива и 50% дизель­ного масла (для двигателя Д-108); запускают двигатель на 3...5 мин на самых малых оборотах, после останова двигателя смесь сли­вают из системы. Затем картер заливают свежим маслом и после работы двигателя в течение 5 мин доливают масло до необхо­димого уровня. Отработанное масло сливают из картера двига­теля аккуратно, собирая в бачки для отправки на центральный склад с целью последующей переработки и восстановления — регенерации.

Существует также способ промывки системы с помощью спе­циальной установки, нагнетательный шланг которой присоединяют так, чтобы промывочная жидкость, нагнетаемая в магистраль, предварительно проходила через масляный фильтр двигателя. Промывку производят в течение 15 мин смесью, состоящей из 80% дизельного топлива и 20% дизельного масла (во время промывки периодически прокручивают коленчатый вал вручную). Затем продувают систему сжатым воздухом до полного удаления промывочной жидкости.

Заправляют маслом механизмы двигателя с помощью пред­назначенных для этой цели устройств и чистой заправочной по­суды. При смене масла разбирают сапун и промывают его набивку в керосине или дизельном топливе. Затем набивку смачи­вают дизельным маслом и, дав маслу стечь, собирают сапун.