Технология сварки пластмассы

Многим начинающим водителям приходилось испытывать чувство досады, когда разбивали пластмассовый бампер своего новенького авто. Приобре­сти эти детали проще простого, однако цена их — особенно импортных — не­померно высока. А ведь список деталей из пластмасс бамперами не ограни­чивается: решетки, кожухи, дефлекторы, накладки... И если бамперы можно еще подобрать по подходящему каталогу, то мелочевку, существующую к тому же во множестве невзаимозаменяемых вариантов, найти куда труднее. Остается одно — чинить.

О новой для нас технологии, позволяющей сделать это без больших затрат

НЕ КЛЕИМ, А СВАРИВАЕМ

Существует несколько способов сэко­номить средства. Один из них — склеить деталь, положив три-четыре слоя ткани, пропитанной эпоксидным клеем. Увы, во многих случаях это невозможно — если повреждена деталь из полиэтилена или полипропилена, некоторых других пласт­масс, клеи на них практически не держат­ся. Помимо традиционной склейки многие пластмассы можно сваривать. Самый примитивный способ — с помощью обыч­ного паяльника. Но и здесь поджидают немалые трудности: паяльник не может прогреть достаточно глубокие слои мате­риала (в частности, потому, что теплопро­водность пластмасс невелика), а верхние перегревает, доводя до обугливания. По­нятно, что заплатка будет держаться не очень долго.

Более прочную сварку полимерных материалов позволяют выполнить свароч­ные аппараты горячего воздуха, которые называют еще промышленными фенами. Такие устройства выпускают все основ­ные производители электроинструментов — «Бош», «Блэк энд Деккер», «Метаба», а один из лидеров здесь — швейцарская фирма «Ляйстер», для которой подобное оборудование — основная специализация.

Коль речь зашла о сварке, подчерк­нем, что она возможна лишь с термопла­стическими пластмассами (термопласта­ми), которые при нагревании переходят в вязкотекучее состояние, а также с теми, что растворяются в соответствующих рас­творителях. К первым относятся полипро­пилен (решетки радиаторов, спойлеры, панели приборов, бамперы, рулевые ко­леса, внутренние накладки дверей), полиэтилены высокого и низкого давления (ру­коятки, щитки, кнопки, кожухи отопителей) и полиамид; ко вторым — полистирол, целлюлозацетат и т. д. Термореактивные пластмассы (дуропласты) таких качеств лишены, поэтому изготовленные из них (меламин-формальдегид, фенол-фор­мальдегид, эпоксидная смола) детали ре­монтируют клеевыми композициями.

Итак, перейдем к делу. У нас повре­жденная деталь, идентичный ей по со­ставу присадочный материал и свароч­ный аппарат горячего воздуха. Состав ремонтного материала особенно важен, поскольку свариваются лишь однородные пластики. «Опознать» его достаточно про­сто — марка обозначена рядом с ката­ложным номером. К примеру, аббревиатура "PC« говорит о том, что перед нами поликарбонат. Из него делают бамперы автомобилей „Форд“, „Мерседес“, „Опель“ и т. д. Однако не исключено, что маркировки вы не найдете. Тогда придется ид­ти путем проб и ошибок, последователь­но приваривая к детали прутки эталонных присадок. Одноименные материалы да­дут прочное соединение, другие же про­сто не взаимодействуют. Кстати, опреде­лить тип пластмассы поможет приведен­ная здесь таблица.

dhdhudhndhnydhdhndh79

1. Так выглядит минимальный комплект оборудования для ремонтных работ.

2. Подготовительные операции позади, идет процесс сварки.

3. Сварка тентовой ткани.

4. Изоляция силовых проводов -быстро, просто, надежно.

Но вот подходящая присадка найдена и теперь, совершенно так же как и при

сварке металлов, требуется сперва „раз­делать“ трещину — например шарошкой. Далее, чтобы облегчить сварку, на фен надеваем специальную насадку-направляющую, вставляем в нее пруток и варим в свое удовольствие. Даже новичок за две-три попытки найдет скорость, с кото­рой нужно вести аппарат вдоль трещин, чтобы не перегреть деталь (покоробится!) и равномерно проплавить шов.

СКОЛЬКО СТОИТ?

Присадки различных профилей и со­става фирмы „Ляйстер“ обойдутся от 0,7 до 2,3 доллара за метр. Профессиональ­ный сварочный аппарат горячего воздуха „Триак“ того же производителя — 430 дол­ларов. Прибавим сюда стоимость различ­ных насадок — и цена комплекта прибли­зится к 600-650 долларам.

Такую сумму стоит затрачивать, по­жалуй, лишь мастерской или ремонтнику, специализирующемуся на восстановлении бамперов и других пластмассовых дета­лей. А частнику придется воспользовать­ся услугами последних или остановиться на более дешевом оборудовании. К при­меру, пистолет горячего воздуха финской фирмы „Билтема“ обойдется приблизи­тельно в 350 тыс. руб. Учтем, что при на­личии оборудования стоимость ремонта невысока (затраты лишь на расходные материалы).

Для сравнения приведем усреднен­ные расценки автосервиса. Заварка 10-сантиметровой трещины переднего бам­пера „Фольксвагена-Пассат“ обойдется в 150 тыс.руб. Восстановить разломленный пополам бампер — в два раза дороже -300 тыс. руб. Прибавим солидные затраты на окраску (80-100 долларов), и в итоге получим 120-150 долларов. И это все равно выгодно. Стоимость новой детали в зависимости от цвета и наличия усилителя колеблется в пределах 300-450 долларов. Конечно, некоторые смогут купить бампер „б/у“ дешевле нового — но если у вас редкая модель автомобиля, альтернативы сварке просто нет.

„ОПЦИИ“ ФЕНА

Тепловой пистолет может послужить вам и паяльником для работы с металлом. Посему тем, кто по роду деятельности связан с кузовными работами, будет по­лезно иметь в своем арсенале подобное оборудование. Вкратце о самом процессе. В отличие от сварки, при пайке расплав­ляется только припой, который смачивает соединяемые детали и заполняет зазор между ними. По температуре плавления припои делятся на мягкие (температура плавления ниже 500°С) и твердые (темпе­ратура плавления выше 500°С). Для на­шего случая приемлемы в основном мяг­кие припои, такие как ПОС-90, ПОС-61, ПОС-40, ПОССУ-30-2. Они плавятся при температуре 190-300°С, и их применяют для пайки стали, меди и их сплавов. Для ремонта алюминиевых деталей (радиато­ры, панели кузова и т. д.) подойдут припои П575А, П-550А, В-61, которые обеспечи­вают прочное и коррозионностойкое со­единение. Точка их плавления лежит в пределах 500-575°С. Воздушную струю такой температуры дает аппарат горячего воздуха „Ляйстер-Электрон“, отличаю­щийся от уже упомянутого „Ляйстер-Триак“ большей мощностью и, соответствен­но, ценой ($460 против $430).

Есть еще несколько функций фена, о которых стоит сказать. Например, им можно сваривать материал, из которого делают тенты грузовиков. Тем же, кто ча­сто имеет дело с ремонтом электропро­водки (в том числе автомобильной), помо­жет специальная насадка и набор термоусаживающихся трубок-кембриков. Они свободно надеваются на пучок проводов, затем охватываются насадкой, включает­ся фен... Все, ни грязь, ни вода к прово­дам уже не попадут.

Крепко сидящие подшипники, болты, муфты, винты, шестерни, прокладки го­ловки блока цилиндров можно легко и без повреждений снять (или отвинтить) под направленной струей горячего воздуха. А еще он поможет быстро и просто удалить защитное покрытие днища автомобиля (например, при подготовке к сварочным работам), при этом повреждение проводки пластиковых и резиновых деталей прак­тически исключено.

Возможности горячего воздуха очень велики, инженеры постоянно придумыва­ют ему новые специальности, в продаже появляются насадки для все новых работ. Кстати, в гараже „За рулем“ промышлен­ный фен уже показал себя в деле.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО МАТЕРИАЛА

Прозрачность

прозрачный/непрозрачный: ABS, MF, РА, РЕ, PF, POM, PP, PS, PTFE, PUR, PVCU, PVCP, UF, ЕР

прозрачный: СА, PC, PMMA, PS, PVCU, PVCP, UP

Качество на ощупь

восковистость: РЕ, PP, PTFE

твердость/пластичность: ABS, СА, MF, PA, PC, PMMA, PF, POM, PPS, PPO, PS, PUR, PVCU, UF, UP, EP

Разрыв при растяжении

нет разрыва: РА, РЕ, PP, PPS, PVCU, PVCP

мягкий разрыв тянучесть»: ABS, PC, POM, PPO, PUR, PVCU

хрупкий излом: MF, PMMA, PF, PS, UP, ЕР

Плавучесть в воде

плавает: РЕ, PP, PPS, PUR

тонет: ABS, СА, MF, PA, PMMA, PF, POM, PPO, PS, PTFE, PVCU, PVCP, EP

Горючесть

воспламенимый: ABS, СА. РА, РЕ, PMMA, POM , PP, PS, PUR, UP

трудновоспламеняемый: MF, PC, PPS, PPO, PVC-U, PVC-P, UF, EP

самозатухающий: МР, PA, PC , PP, PPO, PTFE, PVC-U, PVC-P, UF

коптящий: ABS, CA, PC, PS UP, EP

некоптящий: РА, РЕ, PMMA, POM, PP, PPS, UF

Пламя

желтое, яркое: ABS, MF, PC, PMMA, PF , PS, PUR, UF, UP, EP

светлое с голубым: РЕ, РР, PPS

голубоватое: РА, РОМ

желто-зеленое: СА , PVCU, PVCP

Запах при нагреве

восковатый: РЕ, PP, PPS

роговины: РА

сладковатый: ABS, PMMA, PS, UP

смолы, дегтя: PP, PPO

резкий, едкий: POM, PUR, PVCU, PVCP, ЕР

рыбы: MF, POM, UF

бумаги, уксуса: СА, PF

не типичный: PC, PTFE

Растворимость в тетрахлоруглероде

клеится: PS

становится матовым: РРО

не клеится: ABS, CA, MF, PA, PC, РЕ, PMMA, PF, POM, PP, PPS, PTFE, PVCU, PVCP, UF, UP, EP

Растворимость в уксусе, эфире

клеится: ABS, PC, PPO, PS

становится матовым: СА

не клеится: MF, PA, PE, PMMA, POM, PP, PPS, PTFE, PVCU, PVCP, UF

Устойчивость к царапанию ногтем

устойчив: ABS, CA, PA, PC, PMMA, PF, POM, PP, PPS, PPO, PS, PVCU, UF, UP, EP

не устойчив: РЕ, PTFE, PVCP

ОБОЗНАЧЕНИЯ ПЛАСТМАСС

ТЕРМОПЛАСТЫ

PS

Полистирол

ABS

Акрилнитритбутадиенстирол

PTFE

Политетрафторэтилен (тефлон)

СА

Целлюлозацетат

PVCU

Поливинилхлорид те.

РА

Полиамид

PVCP

Поливинилхлорид мяг.

PC

Поликарбонат

ДУРОПЛАСТЫ

РЕ

Полиэтилен

MF

Меламин -формальдегид

РММА

Полиметил метаакрилат

PF

Фенол-формальдегид

РОМ

Полиоксидметилен

PUR

Полиуретан

РР

Полипропилен

UF

Карбамид-формальдегид

PPS

Полифенипсульфид

UP

Ненасыщенная полиэфирная смола

РРО

Полифенилоксид

EP

Эпоксидная смола