ТЕСТ МАСЕЛ ГРУППЫ КАЧЕСТВА SJ

Чем ближе к вершине масляного Олимпа продвигается наша экс­пертиза, тем больше интересного и полезного мы узнаем. Напомним: в ЗР, 2000, № 9 проверке подверглись масла группы качества SF по API, позднее, в ЗР, 2001, № 1 мы взялись за масла группы SG, а спустя еще три месяца, в ЗР, 2001, № 4 дошли до SH. И вот мы почти на вершине. Почему почти? Группа SJ — самая последняя ступень сегодняшней аме­риканской классификации — вмеша­ет в себя такое множество разнооб­разных продуктов, что объять их за один раз оказалось для нас невоз­можно. Условную границу обозначи­ли так: вначале проверяем наиболее доступные масла этой группы, в основном «полусинтетику» с наибо­лее привлекательной для нас вязко­стью SAE 10W40, а чуть позже возь­мемся за топпродукты с магической надписью Fully synthetic motor oil (полностью синтетическое моторное масло).

ЛЕЙ. КУДА ХОЧЕШЬ?

Перечислять, в какие моторы мож­но заливать масла группы SJ — занятие неблагодарное. Можно сказать «куда хочешь», но... с учетом некоторых до­полнительных условий, предъявляе­мых производителями автомобилей. Так, у Европы свои требования к хоро­шим маслам (можно считать, к мас­лам, уже удовлетворяющим американской группе SJ). Классификация АСЕ А подразделяет их на группы А1, А2, A3 для бензиновых двигателей, В1, В2, ВЗ — для легковых дизелей. Поэто­му для иномарки европейского произ­водства масло следует подбирать ско­рее по этой классификации. Отметим: большинство масел SJ удовлетворяют либо АСЕА А2, В2, либо АСЕА A3, ВЗ. И еще несколько тонкостей.

Довольно жесткие дополнительные требования к термостабильности мо­торного масла предъявляют современ­ные моторы «Фольксвагена» (но не все), поэтому масло для них должно иметь допуск VW 505.01 — эдакое одоб­рение немецкой фирмы. Оно помеща­ется всегда на обратной стороне кани­стры (не путать с более «мягким» до­пуском VW 505.00). Увеличенного ин­тервала замены просят для своих све­жих машин «Мерседес», «Порше» и еще некоторые производители — соот­ветствующие допуски, как нетрудно догадаться, тоже указаны на канист­рах. Вот, пожалуй, и все премудрости. Остается добавить банальное — внима­тельнее читайте инструкцию к вашему автомобилю.

<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:"«; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:none; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:10.0pt; font-family:»Arial","sans-serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

КОГО И КАК ПРОВЕРЯЛИ

На сей раз образцов восемь (см. фо­то). Все маркированы группой качест­ва SJ no API. Почти все имеют класс вязкости SAE 10W40 — пожалуй, самый ходовой в нашей стране. Единствен­ный штрейкбрехер — «ЛУКойл» — с вяз­костью 5W40. Впрочем, и он произво­дит 10W40, но, согласитесь, когда за те же деньги можно взять 5W40... Трое из претендентов («Шелл», «Кастрол» и «Вальволин») гордятся синтетически­ми компонентами в своем составе. Ос­тальные скромничают, хотя и они мо­гут смело называться полусинтетикой. Независимо от позиционирования все должны удовлетворять требованиям группы SJ, то есть быть примерно оди­наковыми.

Теперь о методах испытаний (про­сим простить за очередное повторе­ние). К уже привычным шести показа­телям (см. ниже) на этот раз добавили седьмой — «нейтрализация искусствен­ного загрязнителя». Суть в следую­щем: в масло добавляют около 20% та­рированной «грязи» и спустя 10 минут проверяют качество диспергирования примеси в масле (ее измельчения и растворения). Проверку ведут фото-электрическим методом и при высо­кой температуре. Чем лучше диспер­гирующие свойства, тем меньше ука­занный в -таблице показатель. А по­скольку условия во время теста моде­лируются близкие к тому, что проис­ходит в верхнем (так называемом жа­ровом) поясе поршня (вблизи первого поршневого кольца), принято считать, что данный показатель во многом оп­ределяет вредное влияние масла на рабочий процесс в цилиндре (читай, на вредные выбросы).

Теперь о традиционном. Щелочность характеризует возможность масла нейтрализовывать кислоты, образующиеся в процессе работы двигателя. Для масел высоких групп качества этот параметр прежде всего контрольный — позволяет определить грубую подделку. Измене­ние щелочности в ходе теста дает боль­ше информации. Пока масла, разлитые в пробирки (в присутствии катализато­ра), накатывают условные километры пробега, их щелочной запас падает. Ес­ли он опустился до 4—5 единиц — плохо, масло практически пришло в негод­ность. Если провал не столь ощутим, учитывают процент падения для раз­ных образцов. Сопоставляя, сколько процентов потеряно и сколько по абсо­лютному значению осталось, судят о стабильности присадок (качестве паке­та) и остаточных свойствах масла -можно использовать дальше или же не стоит. Высокое значение щелочности у нового масла (от 9-10 ед. и выше) гово­рит о большом количестве присадок и требует обратить внимание на золь­ность (она же — сульфатная зольность). Показатель характеризует наличие ме­таллов в масле, входящих в состав боль­шинства присадок. Слишком большая зольность (для бензиновых двигателей -более 1,3%) чревата повышенным нага­ром на свечах, а в некоторых случаях и большими отложениями в двигателе.

Еще два показателя — изменение оп­тической плотности и вязкости в ходе теста. Оптическая плотность всегда растет, свидетельствуя об общем ухуд­шении качества, а вот вязкость способ­на меняться в любую сторону. Это мо­жет быть вызвано двумя факторами -разложением загущающей присадки (снижение вязкости) или окислением основы (повышение). Поскольку оба процесса протекают одновременно, по изменению вязкости можно судить о преобладании одного из них над другим. Наконец, еще два параметра: кор­розия металла, который контактирует с испытуемым маслом, и расчетная температура гарантированного пуска. Очевидно, чем коррозия меньше, а температура ниже (холоднее), тем лучше.

dhdhudhndhnydhdhndh57

<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1107304683 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:"«; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:none; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:10.0pt; font-family:»Arial","sans-serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->

ХОРОШИЕ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ. ПОТРЯСАЮЩИЕ

Каждое из представленных масел с запасом подойдет любому отечествен­ному автомобилю — это было ясно за­ранее. Но ведь не «жигулями» едины­ми...

«Шелл» прилежно отнесся к испол­нению своих обязанностей — фазу три лучших показателя: оптическая плот­ность и коррозия металла на проме­жуточном финише (9 тыс. км условно­го пробега), а также нейтрализация искусственного загрязнителя. Поводов придраться не дал.

«Кастрол» выдал лучшие показате­ли по пусковым свойствам (среди ма­сел 10W40) и по коррозии на финише состязаний (15 тыс. км); одно из луч­ших масел по оптической плотности; самая низкая зольность. Достойный ответ предыдущему участнику.

ВР — уникальная сбалансирован­ность пакета присадок и основы с точки зрения стабильности вязкостных свойств; очень хороший результат по оптической плотности. Но есть в бочке меда и ложечка дегтя: образец самую малость не дотянул до ожидаемой температуры холодного пуска (не­сколько повышена вязкость при низ­ких температурах, определяемая стан­дартными методами).

«Маннол» — очень хорошие антикор­розионные свойства и ровные, сбалан­сированные показатели по всем ос­тальным номинациям. Учитывая цено­вую нишу, в которой борется соиска­тель, остается лишь добавить: так дер­жать.

«Вальволин»- возможно, дали о себе знать синтетические компоненты ба­зы. Судить не беремся, но факт: обра­зец показал лучший результат по оп­тической плотности к концу «пыток». Видно, работоспособности ему не за­нимать. В остальном — норма.

«Спектрол» — ровные и стабильные показатели практически во всем. Хо­рошая нейтрализация искусственного загрязнителя (второй результат).

«ЛУКойл» — не будем лишний раз подчеркивать отличные низкотемпе­ратурные свойства: этот образец все-таки относится к другому классу вяз­кости, более «зимнему». Зато о высо­кой остаточной щелочности можно го­ворить смело, здесь-то все в равных ус­ловиях. По части борьбы с загрязните­лем и оптической плотности — резуль­таты скромнее. В жаркую схватку с конкурентами в этих номинациях бы­ло решено не вступать.

«Эссо» — наряду с упомянутым уже «Кастролом» показало лучший ре­зультат по холодному пуску (среди 10W40). Хорошо сбалансировано по вязкости. В нейтрализации загрязни­теля и оптической плотности прояви­ло солидарность с «ЛУКойлом».

Вот и все, что было. Прежде чем проститься, обратим внимание на весьма расплывчатую связь между надписями synthetic или synthetic blend на канистрах и показанными ре­зультатами. Если закономерность и есть, то, скорее, она связана с громки­ми именами.