Сварка

При ремонте автомобиля, в первую очередь кузова, приходится применять сварку. В магазинах есть небольшие электросварочные аппараты (бытовые). Их приобретают для коллективных гаражей, кооперативов и т. д., но пользоваться ими многие просто не умеют, хотя нужда велика.

Между тем освоить сварочные опе­рации не очень трудно. Практика показы­вает, что после нескольких уроков и упраж­нений это вполне сносно выполняют авто­любители, обслуживающие или ремонти­рующие машину своими силами. В помощь им предлагаем «урок» сварщика С. АРХИПОВА из г. Шлиссельбурга Ленинград­ской области.

Подготовка к работе. Главное, что всегда необходимо помнить: сварка — это открытый огонь, поэтому поблизости не должно быть легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ — таких, как дере­во, бумага, тряпки, краски, масла, горю­чее, газы и т. п. Перед началом работы обязательно приготовьте и держите под рукой что-нибудь из средств пожароту­шения: огнетушитель, песок, ведро с во­дой, брезент, асбест. Одежда должна быть плотной, не оставлять открытых участков тела, чтобы избежать ожогов от брызг расплавлен­ного металла, а также ультрафиолетового облучения. При очистке от шлака свароч­ных швов (особенно горячих) обязательно используйте защитные очки.

Во избежание поражений электриче­ским током сварочные кабели должны быть хорошо изолированы. В сырую пого­ду сварочных работ лучше не производить.

Закончив сварку в гараже, убедитесь, что нигде не затаилась искра, и лишь тогда уходите.

Зону сварочного шва необходимо очистить от краски, ржавчины, масел, пес­ка и прочих налетов, так как грязь пре­пятствует разжиганию дуги и ведет к образованию излишней накипи (шлака), ме­шающей видеть шов и ухудшающей его качество.

Сила тока и тип электрода зависят в основном от пространственного положе­ния шва и толщины свариваемого метал­ла. Чем лист толще, тем больше требуется энергии для прогрева, а значит, нужен сварочный ток большой силы и, наоборот, чем тоньше металл, тем меньше ток.

Если свариваемый металл легко про­горает или на его кромках появляются крупные раковины (при этом дуга горит шумно, электрод сгорает интенсивно, рас­каляясь иногда докрасна), значит ток велик: он пригоден для резки металла.

dhdhudhndhnydhdhndh173

Если при разжигании дуги электрод прилипает к металлу, дуга горит неустой­чиво, часто гаснет, шлак не «отдувается», значит, силу тока надо прибавить. Когда возможности сварочного аппарата не по­зволяют этого сделать, можно взять элек­троды меньшего диаметра. Нужно также свести к минимуму сопротивление цепи: заменить сварочный кабель на более ко­роткий и большего поперечного сечения, обеспечить надежный контакт держателя со сварочным проводом и провода «зем­ля» с «массой» — свариваемым металлом.

Если сварочный аппарат постоянного тока, то применять можно любые электро­ды: предназначенные и для переменного тока (без меток), и для постоянного (типа УОНИ, имеющие на оголенном конце мет­ку белого или желтого цвета), и электроды из нержавеющей стали (они не притяги­ваются магнитом). Но для сварочного ап­парата переменного тока пригодны только электроды переменного тока.

Рассмотрим схему, как бы «стоп-кадр», сварочного процесса, приведенную на ри­сунке.

Около эпицентра дуги образуется зо­на расплавленного металла, цвет которого беловатый, с глянцевым отблеском. За ним располагается шлак в жидком со­стоянии, который чуть темнее металла и не блестит. Он легче металла и отверде­вает позднее, поэтому его граница дальше от эпицентра дуги, чем граница жидкого металла. Для неопытного глаза цвет ме­талла и цвет шлака почти одинаковы, особенно при большом токе. Все вни­мание надо сконцентрировать на чистом металле, следя за тем, как формируется шов. Металл кристаллизуется моменталь­но, тогда как шлак еще несколько секунд находится в неспокойном состоянии — ки­пит и колеблется.

Форма границ жидкого металла, и особенно жидкого шлака, постоянно меня­ется — это надо знать, накладывая первые сварочные швы. Кроме того, расстояние между границами может сужаться вплоть до слияния. Чтобы избежать этого, необ­ходимо держать их в поле зрения и во­время «отдуть» границу шлака подальше, задержав электрод на какой-то момент или даже вернувшись немного назад. Это делают, либо наклонив электрод вниз, либо передвигая его назад-вверх-вперед, как бы поглаживая шов. Тем самым мы уплотняем металл, формируя прочный и в то же время красивый сварочный шов (что немаловажно для специалиста). Вот почему не следует торопиться продвигать электрод все время вперед. Процесс дол­жен быть постоянно под контролем. Лишь убедившись, что последний участок шва сформировался как надо, можно двигаться дальше.

При этом сварщик мгновенно оценива­ет и контролирует несколько показателей: по оси шва — наличие наплавленного ме­талла, отсутствие видимых пор, плотность шва и его внешний вид. В поперечном направлении — толщину (калибр) шва и равномерность распределения металла шва по обе стороны от стыка (регу­лируется наклонами электрода или воз­вратно-поступательными движениями его в стороны).

Уверен, что после некоторой трениров­ки вы почувствуете свойства расплавлен­ного металла, тогда сможете приварить и новый порог, и крыло к своему авто­мобилю. А это не только сэкономит день­ги и время, но и даст моральное удовлет­ворение.