Супертаблица подшипников

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ПОДШИПНИКОВ

Сначала коротко об обозначе­нии подшипников - маркировке (например, 6-180201У1С9). Корень — три цифры перед буквами (201), именно они указывают размер под­шипника. Две правые цифры в нем (01) обозначают внутренний диа­метр, деленный на 5 (зачастую условно). Первые четыре диаметра: 00 — 10 мм, 01 — 12 мм, 02 — 15 мм, 03 — 17 мм. Третья цифра, читая справа (2) от буквы, обозначает се­рию, то есть косвенно указывает на несущую способность подшипника и его наружный диаметр. Напри­мер, подшипники 6-50305А1У и 6-7305АШ («триста пятые») имеют внутренний диаметр 25 мм, а на­ружный — 62 мм. У аналогичных «двести пятых» при том же внут­реннем диаметре наружный — 52 мм. Значит, у них меньше диаметр тел качения, больше контактные напряжения при той же нагрузке и, следовательно, меньшая несущая способность.

Четвертая цифра справа нале­во (0) обозначает тип подшипника. В частности: 0 — шариковый, 2 -роликовый, 4 — игольчатый, 7 — ро­ликовый конический, 8 — упорный шариковый и т. д. Шестая и пятая цифры (1 и 8 справа налево) обозначают конструктивные особенно­сти подшипника. Например: 5 — ка­навка под стопорное кольцо, 6 -защитная шайба, 8 — две защитные шайбы, 18 — двустороннее уплотне­ние и пр. Цифры, стоящие через дефис в начале маркировки, обо­значают класс точности по ряду 0 -6-5-4-2. Класс 2 — наивысший. Остальные цифры и буквы марки­ровки особого значения не имеют. Автолюбителю достаточно знать: чем больше в маркировке дополни­тельных знаков, тем подшипник сложнее, лучше и ходить будет дольше. Приведем некоторые зна­ки, стоящие в конце маркировки. Л — латунный сепаратор, У — высокая чистота обработки дорожек каче­ния, С — металлопластмассовый сепаратор и вид смазки (С9 — за­полнен смазкой ЛЗ-31, СЮ — смазка № 158 и т. д.), Ш — низкий уровень шума.

В таблицу внесены только те подшипники, которые взаимозаме­няемы с подшипниками автомоби­лей и мотоциклов, наиболее часто находящихся в личном пользова­нии. А именно: «Волга» (начиная с модели ГАЗ-24); «Газель»; УАЗ (все модели); «Москвич» (начиная с модели -412); ЗАЗ (кроме -965); ЛуАЗ и, конечно, ВАЗ (все модели).

Надо иметь в виду, что указан­ные в таблице подшипники приме­няются также на не указанных мо­делях автомототехники, которые созданы на базе основных. Напри­мер, если подшипник стоит в дви­гателе КрАЗа, МАЗа, БелАЗа, то его можно найти и на тех видах сельхоз- , строительных и железно­дорожных машин, на которых стоят аналогичные дизели Ярославского моторного завода. Агрегаты «Вол­ги» стоят на автомобилях РАФ и ЕрАЗ. На базе грузовиков ГАЗ-52, -53, -66 есть множество автобусов типа ПАЗ, КАвЗ и пр. Агрегаты ЗИЛ, КамАЗ стоят на автомобилях КАЗ, «Урал» и автобусах ЛАЗ, Ли­АЗ. Агрегаты ВАЗ-2108 стоят на всех автомобилях семейства и \ встречаются у «Таврии».

Обозначения подшипников для j удобства восприятия разделены по частям, которые приведены в от­дельных колонках. В графах, «се­рия, типоразмер» указаны подшип­ники одного размера, но разноге исполнения, применяемые на разных машинах. Колонка «конструк­тивные особенности» поможет вы­делить отличия нужного вам под­шипника от аналогов. Например, если стоят цифры 50 — значит, есть канавка под стопорное кольцо, а 180 — подшипник с двусторонним уплотнением. Если вам не удалось достать «родной» подшипник, а есть только обычный, то в первом случае можно проточить канавку на станке, а во втором — придется час­то разбирать узел для замены смазки в подшипнике.

Варианты применения подшип­ников других типоразмеров, требу­ющие механической обработки или изготовления переходных втулок, а также замены шариковых подшип­ников роликовыми (и наоборот), не рассматриваются, так как в каждом конкретном случае вопрос решает­ся индивидуально.

В заключение — небольшое от­ступление. Еще недавно публико­вать подобную информацию жур­нал отказывался, потому что мно­гие машины, используемые в госу­дарственном секторе, и склады ав­тобаз могли остаться без подшип­ников, которые быстро бы переко­чевали на рынок и личный транс­порт. Весьма убедителен пример с подшипником полуоси заднего моста «Нивы». Были времена — его нельзя было достать ни за какие деньги и многие машины стояли на приколе. Хорошо, мало кто знал, что «нивский полуосевой», он же «подвесной кардана», — в самом массовом грузовике ГАЗ-52. Ходят «подвесные» на нем долго, и пото­му на складах они были всегда. Из­вестно, автослесари «грузовых» автобаз, в отличие от своих коллег, скажем, из таксопарков, отнюдь не избалованы визитами «чайников». И на любой автодормехбазе или, скажем, в сельской МТС бедный автолюбитель мог достать этот подшипник даже не за бутылку водки, а за какой-то стакан «бор­мотухи». А совершив сделку, вас провожали бы до ворот, спрашивая, не надо ли еще чего.

Ныне же, когда законно продать можно почти все, а на автобазах старые, бесплатные запасы кончи­лись, таблица никому не принесет вреда — только пользу.

Сокращения, принятые в таблице (в алфавитном порядке):

ВН — водяной насос, Г — генератор, ЗС — ступица заднего колеса, КД — коробка дифференциала, КО — коробка отбора мощности, КП — коробка передач, КР — колесный редуктор, ЛМ — лодочный мотор, М — мотоцикл, мопед, ПВ — опора носка первичного вала КП в коленвале, ПЗ — задняя полуось, ПК — подвесной подшипник карданного вала, ПП — полуось передняя, ПС — ступица переднего колеса, РК -раздаточная коробка, РКЛ — рулевая колонка, РМ — рулевой механизм, X — хвостовик главной пары ведущего моста.

* Вместо «подвесного» «жигулевского» подшипника можно поставить «зиловский» 180205К1С9 в пакете с шайбой толщиной 3 мм.

**. В рулевом механизме «Волги» и УАЗа можно использовать «жигулевский» 66-42205АМ (обратная замена нежелательна).

Подшипники шариковые радиальные однорядные

Размеры, мм

Обозначение подшипника

Применяемость. Тип машины. Марка. Модель

Место установки

Класс точности

Конструктивные особенности

Серия, типоразмер

Дополнительные особенности

D

d

В

55

30

13

80

106

К1С9

ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969

ВС

106

КамАЗ

тнвд

32

12

10

6*

180

201

У1С9

ВАЗ, «Ока», «Таврия»

г

201

КамАЗ, КрАЗ

тнвд

201

М — Минск

кп

М — «Карпаты», «Рига»

пс,зс

ЛМ — «Ветерок»

редуктор

35

15

11

6*

160

202

Е

'Таврия" 3 A3- 11 02

натяжной ролик

50

202

КрАЗ, МАЗ, БелАЗ

регулятор оборотов

202

М- «Минск»

ПС,ЗС

М-"Восход", «Тула», «Муравей»

КП

42

17

12

80

203

С9

«Волга», УАЗ, ГАЗ-51, -53, ГАЗ-3307

ПВ

203

КрАЗ, МАЗ

ВН

М — «Восход», «Тула», «Муравей», «Минск», ИЖ

КП

М-ИЖ

пс.зс

ЛМ — «Ветерок»

редуктор

52

25

15

6*

50

205

ЕУ

«Ока»

КП

6*

205

КУ

«Ока»

балансирные валы

ВАЗ-2101... -2107, -2121

КП

6*

205

К

ЛуАЗ

ПП

КамАЗ

КП, РМ

М- «Ява», «Тула»

зад. звездочка

М-ИЖ

коленвал

205

К

М — «Урал», «Днепр»

КП, распредвал

Мотоколяска СЗД

ЗС

ЛМ — «Вихрь»

КрАЗ, МАЗ

ТНВД, вентилятор

180

205

К1С9

ЗИЛ-4314, -130, -131

ПВ

62

30

16

6*

50

206

КШ1

«Москвич-403», -412, -2140,ИЖ

КП

ЛиАЗ, ЛАЗ

промвал, вентилятор

180

206

С17

«Газель»

ПК

206

МАЗ-500

РК

ЛуАЗ

приводной вал

6*

206

М — «Ява»

коленвал

206

М — «Днепр»

КР

72

35

17

6*

207

Е1

«Таврия» ЗАЗ- 1102

кд

207

К

КамАЗ

ТНВД, РК компрессор

ЗИЛ, ЛиАЗ, ЛАЗ, КрАЗ, МАЗ

компрессор

ЗИЛ-ММЗ, ГАЗ-66

КО

М-"Муравей", мотоколяска СЗД

редуктор

207

К5

М — «Урал»

коленвал

М — «Урал», «Днепр»

глав. передача

УАЗ-3151 (469)

КР

Подшипники шариковые радиальные однорядные

Размеры, мм

Обозначение подшипника

Применяемость. Тип машины. Марка. Модель-

Место установки

Класс точности

Конструктивные особенности

Серия, типоразмер

Дополнительные особенности

D

d

В

80

40

18

50

208

У1

УАЗ

КП

208

ГАЗ-66, «Урал-4320»

КО

«Урал-375», -4320

лебедка

85

45

19

6'

50

209

К5У

«Нива»

РК

6'

50

209

К5У

ГАЗ-52, -53, -66, -3307

КП

6-

209

К5У

«Нива»

РК

ЗИЛ-ММЗ

ко

М — «Днепр»

(коленвал)

37

12

12

301

ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969

балансирный вал

КрАЗ

регулятор оборотов

42

15

13

6"

180

302

У1С9

ВАЗ, «Ока», «Таврия»

Г

6'

302

М- «ЯВА»

пс.зс

52

20

15

6"

304

К

ЛуАЗ

приводной вал

М-ИЖ, «Тула», «Муравей»

коленвал

304

К

КрАЗ,

шкив вентилятора

М — «Урал», «Днепр»

КП

Мотоколяска СЗД

ПС и вентилятор

62

25

17

6'

50

305

АЕ

ВАЗ-21 08, ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969

КП

«Волга», «Газель»

5-ступенчатая КП

6'

305

У

«Нива»

РК

«Таврия»

КП

ЛиАЗ, ЛАЗ

г

КамАЗ

гидромуфта, усилит, руля, ТНВД ВН

305

К

КрАЗ, МАЗ

ТНВД и шкив вентилятора

6"

305

К

М — «Ява»

коленвал

ЛМ — «Вихрь», «Нептун»

305

УАЗ

КП

Мотоколяска СЗД

зс

72

30

19

6'

50

306

2ЕУ

ВАЗ-2101... -2107, -2121

КП

«Нива»

КП, РК, ПП

УАЗ

КП, РК

6'

306

кш

М-412, -2140, ИЖ-412

КП

М- «Ява»

коленвал

ГАЗ-66

КО

6'

180

306

К1УС17

ВАЗ-2101... -2107, М-412, -2140

ПЗ

80

35

21

6"

50

307

АКШ

«Волга» ГАЗ-31 029, Газель"

5-ступенчатая КП

ГАЗ-52, -53, -66

КП

ГАЗ-66

РК

307

К5

УАЗ

РК

ЗИЛ, «Урал-4320»

КО

90

40

23

180

308

УС9

«Волга» ГАЗ-24

ПЗ

308

УШ

«Волга» ГАЗ-31 029

ПЗ

«Чайка»

ПЗ

КрАЗ

РК

150

308

К

ЗИЛ-130, -131, -4314

КП

35

15

14

6'

180

502

К1УС9

ВАЗ-2101. ... -2107, -2121, М-2141

ПВ

«Москвич», «Волга», УАЗ, ИЖ, ГАЗ, ЗИЛ

Г

40

17

16

180

503

С9

ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969

г

52

25

18

6'

180

505

УС17

ВАЗ-2101... -2107*

ПК

80

40

23

6"

180

508

К2УС9

«Нива»

ПЗ

ГАЗ-52 (ПАЗ, КАвЗ на базеГАЗ-52)

ПК

«Урал-4320»

ПК- лебедки

47

17

19

6'

180

603

КС23Ш

М-412, -2140, ИЖ-412

ВН

«Волга», УАЗ, «Москвич, ГАЗ, ИЖ, ЗИЛ, КамАЗ

Г

40

17

14

20

703

К

ГАЗ-24, УАЗ, ГАЗ-52, -53, -66,

ЗИЛ-130, -4314, ЛиАЗ, ЛАЗ

ВН

75

30

19

6*

50

706

ЕУ

ВАЗ-2101—2107-2121,Волга, Газель

КП

47

17

15,5

20

803

К

ГАЗ-24 УАЗ, ГАЗ-52,53,66, ЗИЛ-130, 4314, ЛиАЗ

ВН

62

25

17

6'

126

805

Е

М-2141 /Таврия»

КП

Подшипники роликовые конические однорядные

Размеры, мм

Обозначение подшипника

Применяемость. Тип машины. Марка. Модель

Место установки

Класс точности

Конструктивные особенности

Серия, типоразмер

Дополнительные особенности

D

d

В

68

40

13

6'

2007

108

А

«Нива»

ПС

М-2141

КД

47

20

15,5

6'

7

204

А

«Таврия» ЗАЗ-1102

ЗС

6'

7

204

А

КамАЗ, КрАЗ, МАЗ, БелАЗ

ТНВД

7

204

А

ЗАЗ-968

ПС

М — «Урал», «Днепр»

ПС,ЗС

ПАЗ

вал вентилятора

52

25

16,5

6'

137

205

А

«Таврия» ЗАЗ-1 102

ЗС

6'

7

205

А

«Ока», М — «Муравей»

ЗС

62

30

17,5

6'

7

206

А

«Москвич-408»,412,2140,ИЖ-412

ПС

7

206

А

ЛуАЗ

КР

ЛиАЗ

РМ

72

35

18,5

6"

7

207

А

ВАЗ-2108,М-412, -2140,ИЖ

кд

7

207

А

ЛуАЗ

КР

ЛиАЗ

РМ

62

25

18,5

6'

27

305

А

«Москвич-403»,412,2140,ИЖ-412

X

6

7

305

АШ

Волга","Газель","Чайка",УАЗ451

ПС

72

30

21

27

306

У

ЛуАЗ

X

7

306

КрАЗ

РМ

80

35

23

7

307

А

«Газель», «Чайка», УАЗ-451

ПС

КрАЗ

РМ

85

45

25

127

509

КА

УАЗ

пс.зс

6-

7

509

А

«Газель»

ЗС

90

50

25

7

510

АШ

«Газель»

ЗС

7

510

У2Ш

«Волга», «Газель», «Чайка», ЗИЛ-117, УАЗ

кд

72

30

29

6*

27

606

А

«Москвич-403»-412,2140, ИЖ412

X

6'

27

606

К1Ш

«Волга», «Газель», УАЗ-31 51

X

6'

7

606

А

ГАЗ-52, -53, -3307, ЗИЛ-1 17

ПС

80

35

33

27

607

АУ1Ш

«Волга», «Газель», УАЗ-3151

X

62

33

16,5

6*

7

707

У

ВАЗ-2101... -2107, -2121, «Ока»

кд

42,25

19,05

16,63

6-

7

804

У

ВАЗ-2101... -2107

ПС

«Ока»

ЗС

Подшипники разНЫХ ВИДОВ

52

25

15

66-

42

205

AM

ВАЗ-2108, «Ока», «Таврия»

кп

ВАЗ-2107, -21065, -21213

5-ступ. КП

37

25

7

6-

1000

805

Л

ВАЗ2108,"Ока","Газель", М-2141

РКЛ

36,5

23,5

14

636

905

«Волга», УАЗ, РАФ, ЕрАЗ, «Чайка», ЗИЛ-117, ГАЗ-51,52,53, -66, -3307, ЗИЛ-131

РКЛ

49, 225

32,02

12,4

977

907

К1

«Волга»,УАЗ,РАФ, ЕрАЗ, «Чайка»

РМ

58

33,02

18

877

907

«Волга», УАЗ, РАФ, ЕрАЗ, «Чайка»

РМ

52

25

15

922

205

К"

«Волга», УАЗ, РАФ, ЕрАЗ, ГАЗ-51, -52, -53, -66, -3307, ЗИЛ-131

РМ

51

25,1

15,875

108

905

У

«Газель»,ГАЗ-21,УАЗ-451, Чайка

опора шкворня

52

12

14

348

702

С17

ВАЗ-2108, «Таврия»

опора стойки перед, подвески

35

17,7

8

80

903

Е

ВАЗ-2108, «Ока»

РМ

17,46

11,11

13

604

901

ЕУС17

ВАЗ-2108, «Ока»

РМ

44,47

28,07

9,6

977

906

К1

«Москвич-403»-412,2140,ИЖ412, ЗАЗ-965, -968, ЛуАЗ-969

РМ

30

16,3

25

704

702

«Волга», УАЗ, РАФ, ЕрАЗ, «Газель», «Чайка», ЗИЛ-117, ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969

крестовины карданов

30

16

39

6-

330

902

ЕС17

ВАЗ-2101—2107,2121,М-2141 (ВАЗ) ГАЗ-24-10, -31029, «Газель»

ВМ

30

16

39 (92)

6-

330

802

FC17

ВАЗ-21 08, «Ока», «Таврия»

ВМ

55

31

13

6-

520

806

ЕС23

ВАЗ-21 08, «Ока», «Таврия»

выжимной сцепления

72

37

37

6-

256

537

908

908

Е2С17 С17

«Москвич-2141»

ПС

64

34

37

6'

256

907

Е2С17

«Москвич-2141»

ЗС

537

907

С17

ВАЗ-2108, «Таврия»

ПС

60

30

37

6'

256

706

Ё1С17

ВАЗ-2108

ЗС

537

706

С17

«Ока»

ПС