СТРЕМЯСЬ К ЭКОНОМИИ

Возможность сберечь бензин, бесполезно расходуемый при торможении двигателем (режим принудительного холостого хода), привлекает внимание многих автомобили­стов. Готовое решение для этого есть: автомобили ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 оснащены комплектом «Каскад», состоящим из экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) в сочетании с автономной системой холостого хода (АСХХ) карбюратора «Озон». Эксплуатационная эффективность «Каскада» не вызывает сомнений, поэтому понятно, что самые умелые автолюбители стремятся применить подобную конструкцию на карбюраторах ДААЗ прежних выпусков. Сегодня мы знакомим читателей с одной из таких разработок, которая выполнена москвичом 3. ФРЕИНКМАНОМ.

На моем «Москвиче-2140» был установлен карбюратор ДААЗ модели 2101-1107010-22. Я решил его модернизировать. В журнале «За рулем» (1980.]«4 и 1981, J* 3) рассказывалось, как самым простым способом можно сделать систему холостого хода автономной, работающей по принципу щелевого распиливания топлива. Однако такой вариант несколько отличается от того, который применен на «Озоне». Мне же хотелось использовать именно «озоновскую» схему, с тем, чтобы в итоге получилось устройство, аналогичное «Каскаду».

Идя по этому пути, я сделал приставку к карбюратору, принципиальная схема которой показана на рис. 1. Для ее установки боковую поверхность корпуса смесительной камеры пришлось обработать, а в примыкающей технологической заглушке просверлить отверстие диаметром 3 мм, через которое в распылитель поступает топливо-воздушная эмульсия из канала переходной системы вторичной камеры. Воздух к распылителю подается из вторичной камеры (минуя полностью закрытую дроссельную заслонку) через вырез в теплоизоляционной прокладке, как и при щелевом распиливании, а далее — через отверстие в вертикальной стенке корпуса дроссельных заслонок. После распылителя смесь поступает в задроссельное пространство карбюратора через горизонтальное отверстие диаметром 9 мм, которое я просверлил в стенках корпуса дроссельных заслонок. Промежуток между стенками перед сверлением пришлось заполнить эпоксидным клеем с добавкой алюминиевого порошка.

Имеющиеся в приставке устройства позволяют регулировать состав и общее количество смеси в автономной системе холостого хода при помощи соответствующих винтов, так же как на «Озоне». Штатную систему холостого хода я отключил, завернув до конца ее регулировочный винт качества и добившись полного закрывания дроссельных заслонок при отпущенной педали акселератора.

dhdhudhndhnydhdhndh28Рис. 1. Автономная система холостого хода: 1 — винт регулировки количества смеси;

2 — держатель винта; 3 — корпус приставки; 4 — распылитель; 5 — корпус дроссельных заслонок; 6 — корпус карбюратора; 7 — теплоизоляционная прокладка; 8 — дроссельная заслонка; 9 — винт регулировки качества смеси.

Рис. 2. Приставка в варианте с применением ЭПХХ: 1 — крышка диафрагменной полости; 2 — диафрагма; 3 — корпус диафрагменной полости; 4 — корпус приставки; 5 — винт регулировки количества смеси и запирания системы холостого хода.

Таким образом, мой карбюратор получил систему АСХХ, что дало возможность приступить ко второму этапу модернизации — дооборудованию его экономайзером принудительного холостого хода. Для этого пришлось использовать готовые узлы ВАЗ- 2105: электронный блок, электропневмоклапан и микровыключатель. Мембранный же клапан, управляющий отключением подачи топлива, я сделал своими силами, пристроив к приставке диафрагму и крышку пускового устройства карбюратора ДААЗ. Схема измененной приставки показана на рис. 2.

Эксплуатация автомобиля с ЭПХХ показала, что топливо экономится примерно в том же количестве, что и на «жигулях» с системой «Каскад».

Следует отметить, что свой вариант приставки я разрабатывал применительно к двигателю УМЗ-412, где обеспечено хорошее ее размещение в свободной зоне и удобный доступ к регулировочным винтам.