СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ГОЛОВОК БЛОКА

В Научно-производственном объе­динении по авторемонтному произ­водству разработан, изготовлен и успешно прошел испытания стенд модели 112021, предназначенный для проверки герметичности клапанов головки блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 (см. фото).

Стенд позволяет повысить досто­верность контроля качества притирки сопряжения седло—клапан в головке блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130, а также производительность труда и культуру производства. Он состоит из каркаса с установочной плитой, внутри которого внизу размещены блоки подготовки воздуха, блок коллекторов и дросселей.

Над установочной плитой располо­жены опоры-ловители, на которые загружается контролируемая голов­ка блока цилиндров двигатели ЗИЛ-130. Ловители подпружинены и по круглым направляющим могут перемещаться вверх и вниз. На пли­те установлены два кронштейна с рычагами, которые под воздействием двух пневмоцилиндров, расположен­ных под плитой, прижимают голов­ку к плите, обеспечивая ей рабочую позицию. Резиновые пластины, уста­новленные на плите, при этом уплот­няют камеры сгорания головки снизу.

На осях поворота кронштейнов, расположенных под плитой, установ­лены поворотные рычаги, связанные со штоками пневмоцилиндров. На этих же осях установлены носители, поворачивающиеся от воздействия на них поворотных рычагов.

В направляющих отверстиях носи­телей находятся уплотнители свеч­ных отверстий всасывающих и вы­хлопных окон головки блока ци­линдров, которые перемещаются так­же от воздействия поворотных ры­чагов. Уплотнители под действием усилий этих рычагов перемещаются строго перпендикулярно к уплотняе­мым поверхностям, что обеспечивает равномерный их прижим и надежное уплотнение.

На обратном ходу пневмоцилиндры отводят рычаги и носители с уплотнителями в положение ниже уровня плиты, обеспечивая тем са­мым возможность свободной загруз­ки головки блока цилиндров в на­чальную позицию.

На панели управления, располо­женной за зоной установки головки блока цилиндров, установлены кра­новые пневмораспределители, кото­рые управляют прижимом контроли­руемой головки блока цилиндров к резиновым уплотнителям окон, а так­же свечных отверстий головки бло­ка цилиндров. В нижней части па­нели установлен многопозиционный кран управления подачей воздуха (давление 0,16 МПа). Воздух пода­ется поочередно в каждую камеру сгорания головки блока цилиндров.

Для визуального наблюдения и точного определения сопряжения седло—клапан, через которое проис­ходит утечка воздуха из камеры сгорания, в средней части панели имеются два резервуара с водой. В них опущены концы трубок, ко­торые соединены с уплотнителями впускных и выпускных окон.

В правой части панели управления установлен прибор модели К-69М, шкала которого размещена на ее ли­цевой части. Шкала прибора проградуирована по давлению, а также в процентах утечки воздуха. Это позволяет определять плотность при­легания клапанов к седлам головки блока цилиндров.

Пневматическая схема стенда показана па рисунке. Воздух из маги­стральной цеховой сети поступает через вентиль 18 в блок подготовки воздуха, состоящий из фильтра-влагоотделителя 16, редукционного пневмоклапана 14 и маслораспылителя 15. Давление воздуха, поступающего к стенду, контролируется маномет­ром 17. Давление воздуха, необходи­мое для работы прибора (0,4 МПа), устанавливается с помощью редук­ционного клапана 14 и контролиру­ется по манометру 13.

После маслораспылителя 15 воз­дух поступает и коллектор 19. Из этого коллектора воздух подается в крановые распределители, а затем поступает к пневматическим прибо­рам. Через крановый распредели­тель 20 воздух попадает в коллек­тор 2 и в два пповмоцллиидра 3, осуществляя прижим головки блока цилиндров к уплотнителям устано­вочной плиты. Через крановый рас­пределитель 23 — в коллектор 21 и пять пневмоцилиндров 5, осуществ­ляя прижим уплотнителей впускных и выпускных окон головки блока цилиндров. Через крановый распре­делитель 5 — в коллектор 25 и че­тыре нпевмоцилиндра 26, осуществ­ляя прижим уплотнителей свечных отверстий головки блока цилиндров.

Помимо этого, воздух с редуциро­ванным давлением 0,4 МПа через пнсвмоклапан 14 поступает в при­бор // (типа К-69М), в котором с помощью редукционного пневмоклапана 12 давление воздуха снижает­ся до 0,16 МПа и контролируется по манометру прибора. Под этим давлением воздух поступает на многопозиционный кран 10, с помощью которого он перераспределяется в ту или иную камеру сгорания контро­лируемой головки блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130. Во время про­верки герметичности одной из камор сгорания другие соединены с атмо­сферой.

Воздух, вытесняемый из нерабо­чих полостей пневмоцилиндров, про­ходит через коллекторы 4, 6 и 7, крановые распределители 20, 23 и 5, дроссели 1, 22 и 24, с помощью которых регулируются скорости пере­мещения прижима, и через глуши­тель 9 поступает в атмосферу.

Работает стенд следующим обра­зом.

Поворотом вентиля 18 стенд под­соединяют к заводской пневматиче­ской сети. При этом на манометре 13 должно быть давление 0,4± ±0,04 МПа, а на манометре прибо­ра К-69М — 0,16+0,02 МПа.

После этого оператор вручную раз­мещает контролируемую головку блока цилиндров на установочные планки и смещает ее по ловителям в необходимую для контроля пози­цию (до упора). Поворотом рукоят­ки кранового распределителя 20 (слева на панели) головку блока цилиндров прижимают к установоч­ной плите.

Когда рукоятку кранового распределителя 23 (среднего на панели управления) переводят в положение «1», рычаги и носители с уплот­нителями обеспечивают герметиза­цию впускных и выпускных окон головки. Затем поворотом рукоятки правого кранового распределителя 25 в рабочее положение прижимают уплотнители свечных отверстий к го­ловке блока цилиндров, обеспечивая ее герметизацию.

Техническая характеристика стенда

Тип ...........напольный

Привод прижима детали пневматический

Усилие прижима детали, не менее,' Н ....... 5000

Давление в пневмоссти, не менее. МПа ... 0,4

Рабочее давление для проверки герметичности клапанов. МПа... 0,16 ±0,02

Производительность, не менее, шт./ч 25

Габаритные размеры, мм:

длина ......... 745

ширина ........ 705

......... 1 160

кг........ 240

Теперь поворотом кнопки многопо­зиционного крана 10 (установлен на панели управления) воздух с давле­нием 0,16 МПа подают от прибора К-69М в одну из камер сгорания го­ловки блока цилиндров. Возникаю­щие при этом утечки воздуха через соединения клапан—седло отводятся по трубкам, подсоединенным к при­жимам уплотнителей впускных и вы­пускных окон головки, в резервуары с водой на панели управления. По­явление пузырьков в них свидетель­ствует об утечках через тот или иной клапан. Величина утечек конт­ролируется по шкале прибора К-69М.

dhdhudhndhnydhdhndh244

Стенд для проверки герметичности клапанов головки блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130

Принципиальная пневматическая схема стенда

dhdhudhndhnydhdhndh245