СОВМЕСТИМОСТЬ МАСЕЛ

Вспомните-ка, уважаемый чита­тель, когда вы впервые услыша­ли, что «минералку» нельзя сме­шивать с «синтетикой». Попро­буем угадать: примерно в то время, когда узнали, что моторные масла бывают минеральными или син­тетическими и что это совсем не одно и то же. Угадали? Еще больше уверены в том, что вам вряд ли доводилось чи­тать об испытаниях масел на совмес­тимость. Даже специалисты, с которы­ми мы часто общаемся, стараются эту тему обходить стороной — почти нет общепризнанных критериев совмести­мости, крайне мало методик проверки и т. д. Да к тому же, какой фирме вы­годно говорить, что ее масло совмес­тимо с другими. Не лучше ли рекомен­довать клиентам покупать только свой продукт? В общем, мы решили похи­мичить.

ЧТО ПРОВЕРЯЛИ

Вряд ли найдутся любители смеши­вать два-три разных моторных масла в равных долях и заливать эту смесь в двигатель. Смешение чаще всего происходит при замене одного масла другим, при доливе или... промывке. Да, да, не удивляйтесь. Часто промы­вают именно затем, чтобы масла не смешивались. При переходе, скажем, с минерального на синтетическое мас­тер в автосервисе непременно скажет: обязательно с промывкой. Старое и новое моторные масла при этом дейст­вительно не смешиваются, но смеше­ние все-таки происходит: вначале ста­рого масла с промывочным, а затем промывочного со свежим.

Для проверки совместимости мы ку­пили два минеральных масла, два полу­синтетических, два синтетических и два промывочных. Проверяли каждое с каждым!

Ориентировались, как и обычные покупатели, по надписям на канистре. Написано «semisynthetic» или «synthetic blend», считаем, что это полусинтети­ческое масло, не вдаваясь в подробно­сти. Указано «fully synthetic», будьте добры — представляйте синтетическую диаспору. Так, знаменосцами у нас стали: от минеральных масел — «Спектрол Супер Универсал» и «Синтек» (оба уровня SF/CC вязкостью 15W40), от полусинтетических — «Эссо Ультра» и «Вальволин Дура Бленд» (оба SJ/CF, 10W40), от синтетических — «Кастрол GTX Магнатек» и «Шелл Хеликс Ульт­ра» (SL/CF, 5W40), наконец, от про­мывочных — «Люксойл промывочное масло» и «ЛУКОЙЛ Авто Промывоч­ное» (см. фото).

КАК ПРОВЕРЯЛИ

Поскольку здравомыслящие люди разные масла не разбавляют, смеши­вать их в наших опытах в пропорции 1:1 не имело большого смысла. При за­мене масла так называемый несливае­мый остаток составляет в среднем око­ло 10% (считают, что он может коле­баться от 5 до 20%). Поэтому методика (Минсельхозпрома), которую нам порекомендовали специалисты, подразуме­вает проверку совместимости двух об­разцов после их смешивания в пропор­циях 1:9 и 9:1. Эти смеси длительное время выдерживают, или подогревают и выдерживают, или... Впрочем, как их мучают, потребителям знать совсем не обязательно. Важнее поинтересоваться у тех же специалистов, как они оцени­вают совместимость.

Внешний вид — раз, проверка вязко­сти — два, щелочного запаса — три, золь­ности — четыре... Хватит, пожалуй. И так много набегает: восемь образцов «каждый с каждым» умножить на две концентрации (1:9 и 9:1), умножить на три проверяемых параметра — это уж несколько сотен цифр! Как по ним оп­ределяют совместимость? Конечно, визуально оценивают, не выпал ли оса­док. Затем сравнивают три названных параметра для смеси до ее выдерживания и после (внешний вид не в счет).

Если они со временем станут ухудшать­ся, для неработающей смеси масел это означает несовместимость.

Понятно, что знакомить с таблицей «два на три метра» нет резона. Просто расскажем о наиболее интересных ре­зультатах.

ЧТО ПОЛУЧИЛИ

Таких результатов, как минимум, три. Первый и главный — специалисты констатировали, что использованная методика (а она существует не первый день) не выявила какой-либо несовмес­тимости. Оптимисты воскликнут «ура, смешивать можно все!», а пессимисты, наверное, скажут что-нибудь очень не­лестное в адрес методики. Попробуем все же оставаться «над схваткой».

Мы и раньше не единожды обраща­лись к ученым мужам с прозаическим вопросом: можно ли угробить мотор смесью масел? Каждый раз получали осторожный ответ: нам такие случаи неизвестны. Как правило, все слухи о том, что кто-то смешал «синтетику» с «минералкой» и из-за этого запорол двигатель, не более чем страшилки. Ес­ли дядя Вася и запорол мотор, то вовсе не потому, что «мешал», а из-за того, что норовил купить масло подешевле и нарвался на подделку.

Излагаемые здесь результаты провер­ки подтвердили, что катастрофических изменений в смеси моторных масел не происходит. Однако, как всегда, осто­рожные специалисты подчеркивают, что речь идет о конкретной методике.

Иначе говоря, смесь двух синтети­ческих масел не станет для мотора ху­же, чем дешевая «минералка», хотя, возможно, работать будет не так, как каждое (или, по крайней мере, луч­шее) из двух образцов до их смеше­ния. Но проверять — это совсем другая задача. Вместо нескольких сотен про­стых тестов потребуется несколько очень сложных. Этим мы, наверное, со временем займемся, а пока расска­жем еще о двух результатах.

Из всего изобилия смесей нашлись три, которые, с точки зрения обывате­ля, вели себя антинаучно — свойства смеси не ухудшились со временем, а, напротив, щелочность немного воз­росла. По-научному это называют «си­нергизмом». Примерно, как волны в море: две маленькие, накладываясь друг на друга, образуют одну большую.

Так, в паре «Эссо» — «Кастрол» (90%+10%) исходная щелочность об­разцов была 6,40 и 8,56*, после смеше­ния стала 6,48, а со временем возросла до 9,90. У «Вальволин» (с исходной 7,99) и «Кастрол» она изменилась с 8,50 до 9,11. А в другой комбинации -10% «Кастрол» и 80% «Шелл» (с исход­ной 8.78) — получилосъ соответственно 8,57 и 9,80.

Это говорит о том, что в смеси про­исходят какие-то химические процес­сы, но сказать, чем они закончатся че­рез 10-15 тыс. км службы, никто не возьмется. Отечественной методики для таких случаев не разработано, а по­тому и здесь должны признать: масла и в этом случае совместимы.

Наконец, еще один обещанный ре­зультат. Он тоже весьма показателен, хотя вряд ли кого удивит. Поскольку исходная щелочность у промывочных масел всегда меньше, чем у моторных, — в нашем случае — 4,01 и 2,97 — добав­ка 10% «промывки» к свежему маслу снижает его способность к нейтрализа­ции продуктов окисления. Скажем, для пары «Шелл» (90%) и «Люксойл» (10%) с 8,78 и 8,00. Но означает ли это, что мотор промывать вредно, ведь у отра­ботки щелочной запас тоже невысок?

Словом, испытания, как это часто бывает, ответив на один главный воп­рос, поставили много других. С доста­точной долей уверенности можно толь­ко повторить: небольшая примесь од­ного масла в другом при его замене не может «запороть» мотор, что бы там ни говорили «знатоки». Но еще больше мы уверены в том, что проверку совме­стимости в разных аспектах следует продолжить. Так что ждите очередных публикаций.

'Абсолютные значения щелочности, полученные здесь, нельзя сравнивать с ранее публиковавшими­ся результатами для этих и других масел из-за методических особенностей определения показа­теля в этой и предыдущих работах.