СНИЖЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Надежная работа двигателей внутреннего сгорания во многом за­висит от чистоты применяемого топ­лива. Практика показывает, что при­чиной почти 50 % отказов в работе системы питания является загрязне­ние топлива. Поэтому необходимо изу­чать причины загрязненности топлива, ее зависимость от различных условий эксплуатации автомобилей. Это позво­лит разработать мероприятия для по­вышения надежности работы системы.

Исследования по загрязненности дизельного топлива в условиях Си­бирской климатической зоны до на­стоящего времени не проводились. Действующие на местах лаборатории не оснащены оборудованием, позволя­ющим контролировать дизельное топ­ливо по основным показателям чисто­ты.

Загрязненность дизельного топлива была исследована авторами данной статьи в г. Нижневартовске (Тюмен­ская обл.). Пробы топлива отбира­лись при сливе его из цистерн в ре­зервуары АЗС, из заправочных пис­толетов АЗС и из баков автомобилей на уровне топливозабора.

В качестве оценочных показателей загрязненности дизельного топлива были выбраны: содержание механиче­ских примесей (определялось по ГОСТ 10577—63), содержание воды (определялось гидрид-кальциевым ме­тодом по ГОСТ 8287—57), коэффици­ент фильтруемости (по ГОСТ 19006— 73). Статистический материал, представленный в таблице, содержит око­ло 1000 анализов топлива.

Анализ загрязненности дизельного топлива при его движении от нефте­базы до баков автомобилей позволя­ет сделать выводы о целесообразно­сти очистки топлива на различных этапах.

Топливо, перевозимое в автоцистер­нах, в основном удовлетворяет требо­ваниям ГОСТа по чистоте. На АЗС загрязненность его несколько выше, чем в цистернах. В баках же автомо­билей загрязненность топлива значи­тельно превышает требования ГОСТа, особенно по содержанию воды и ко­эффициенту фильтруемости в зимнее время.

По данным, приведенным в табли­це, видно, что содержание механиче­ских примесей в зимнее и летнее вре­мя различается незначительно. Это объясняется малой запыленностью воздуха в период отбора проб, ха­рактерной для этого времени года в Сибирской зоне.

Сравнение значений коэффициента фильтруемости для различных периодов эксплуатации говорит о том, что этот показатель не может рассматри­ваться в качестве комплексного при оценке общей загрязненности топли­ва по механическим примесям и со­держанию воды, как это предлагает­ся некоторыми исследователями.

Из сказанного следует, что основное внимание при разработке мероприя­тий, повышающих надежность топливной аппаратуры, должно быть уде­лено очистке топлива перед заправкой его в баки автомобилей. Очень важно при этом предотвратить загрязнение его в баках автомобилей.

Исследования показали также, что содержание воды в топливе, взятом из топливных баков, в 10 и более раз превышает содержание его в топливе, хранящемся на АЗС. Это указывает на то, что накопление воды в топлив­ных баках при эксплуатации автомо­билей происходит вследствие специфи­ческих особенностей систем подачи топлива дизельных двигателей. В ба­ках автомобилей с карбюраторными двигателями не наблюдается, как пра­вило, такого резкого повышения со­держания воды в бензине.

Повышенное содержание воды в топливе при низких температурах резко снижает надежность системы питания. В топливопроводах образу­ются ледяные пробки, быстрее выхо­дят из строя фильтры, повышается коррозионный износ плунжерных пар.

Откуда же в топливном баке бе­рется вода? Она появляется там при сливе теплого топлива из насоса высо­кого давления в холодный бак. Что­бы этого не происходило, разработа­на система, исключающая слив тепло­го топлива из насоса обратно в бак. Эта система обеспечивает также дви­жение теплого топлива по топливо­проводам при работе двигателя (рис. 1).

На рис. 2 показан корпус смесите­ля, который необходим для изменения системы подачи топлива автомобилей Татра, которые в основном эксплуати­руются в Нижневартовске. Этот сме­ситель посредством штуцера крепится к нижней части топливного бака (ис­пользуется резьбовое отверстие для питания отопителя).

В резьбовые отверстия корпуса сме­сителя ввертываются штуцеры для забора топлива и его слива, а также ввертывается резьбовая пробка, кото­рая предотвращает вытекание топли­ва из бака через смеситель при уста­новке корпуса смесителя и отсоедине­ния топливопроводов во время обслу­живания и ремонта.

dhdhudhndhnydhdhndh29

Рис. 1. Система подачи топлива дизельно­го двигателя, исключающая слив теплого топлива из насоса высокого давления об­ратно в бак

dhdhudhndhnydhdhndh30

Рис. 2, Корпус смесителя для усовершенст­вования системы подачи топлива

Результаты исследования загрязненности дизельного топлива в г. Нижневартовске

Показатели

Требова­ния

ГОСТа

Топлив­ные авто­цистерны

АЗС

Топливные баки автомобилей

Зима

Зима Лето

Зима

Лето

Содержание меха­нических при­месей, %

Не более 0,005

0, 00019

0, 00036

0,00044

0,00075

0,00072

Содержание во­ды, %

Не более 0,0025

0,0083

0,0021

0,0057

0,025

0,016

Коэффициент фильтруемости

Не более 3

3,4

14,5

1 ,.8

31,4

2,6

В Нижневартовском управлении технологического транспорта № 3 были проведены эксплуатационные ис­пытания автомобилей Татра-148 с из­мененной циркуляцией топлива. Пред­ложенная система подачи топлива по­казала хорошую работоспособность как в летнее, так и в зимнее время. На автомобилях с обычной циркуля­цией содержание воды в топливе, на­ходящемся в баках, превышает содер­жание ее в топливе, хранящемся на АЗС, в 10 и более раз и зависит от периодичности слива отстоя (реко­мендуется ежедневно). На опытных автомобилях без слива отстоя в холодное время года (с августа по март) содержание воды в топливных баках было близко к ее содержанию в резервуарах АЗС. От­казов из-за перемерзания топливопро­водов и забивки фильтров кристал­лами льда не наблюдалось.

Применение предложенной системы циркуляции топлива зимой повышает надежность топливной аппаратуры, исключает потери топлива во время слива отстоя, улучшает условия рабо­ты водителя.