СЪЕМНИК КРЫЛЬЧАТКИ ВОДЯНОГО НАСОСА

В эксплуатации часто приходится ре­монтировать водяные насосы V-образных двигателей, у которых выходят из строя сальник, подшипник, крыльчатка.

Заменяя сальник, подшипники, необ­ходимо снять крыльчатку водяного на­соса. Выполнить эту операцию довольно сложно, так как при длительной экс­плуатации из-за постоянного контакта вала и крыльчатки со стальной ступи­цей и охлаждающей жидкостью ступи­ца прикипает к валу, и при демонтаже без специального съемника нередко повреждается крыльчатка, изготовлен­ная из пластмассы (волокнита). Съем­ников для этой цели промышленность не выпускает. До последнего времени не было съемника и на нашем пред­приятии, хотя сделать такое приспо­собление несложно.

Съемник крыльчатки водяного насо­са состоит (см. рисунок) из цилиндри­ческого корпуса, в котором выполнены проточки и нарезана резьба МЗЗХЗ и М16Х2, двухступенчатого болта с на­ружной резьбой М16Х2 и впрессован­ным шариком, воротка.

Крыльчатку снимают следующим об­разом. Зажимают вал водяного насоса в тисках, отворачивают винт крепления крыльчатки. Вставив вороток в отвер­стие корпуса съемника, навертывают его на ступицу крыльчатки (такая резь­ба предусмотрена технологией изготов­ления детали на заводе). Затем пере­ставляют вороток в отверстие болта. При ввертывании болта шарик упирает­ся в вал водяного насоса и крыльчатка спрессовывается.

При сборке можно использовать под­шипники с осевым люфтом внутренних колец 0,3 мм и радиальным зазором до 0,2 мм, шкивы с небольшими обло­мами бурта, не вызывающими повреж­дения или соскальзывания ремня, пру­жины сальника, имеющие упругость 2,6...3 кг (при сжатии до длины 8 мм), валики, имеющие диаметр посадочных шеек под подшипники не менее 19,22 мм.

После замены неисправных деталей и сборки сальника с крыльчаткой торец шайбы, прилегающий к корпусу, необ­ходимо покрыть графитовой смазкой, что улучшает приработку.

Подшипники смазывают жировой смазкой 1-13 через пресс-масленку, раз­мещенную в верхней части корпуса на­соса, до тех пор, пока она не покажется из контрольного отверстия, располо­женного над межподшипниковой по­лостью корпуса. Избыток смазки сле­дует удалить, чтобы она не попала на ремень вентилятора и не ускорила его разрушение. Вал крыльчатки водяного насоса должен свободно, без заеданий проворачиваться вручную и иметь про­дольный люфт не более 0,3 мм.

clip_image002Съемник для двигателей семейства 3М3-66:1 — вороток; 2 — болт; 3 — шарик; 4 — корпус

При работе двигателя смазка в кор­пусе насоса нагревается и в течение некоторого времени может вытекать из контрольного отверстия. Ее нужно своевременно удалять. Замасленный ре­мень или ручей шкива следует проти­рать тряпкой, смоченной в бензине.