Съемник для мото коленвала

Как известно, в двухтактных мо­тоциклетных двигателях подшипник нижней головки шатуна является одним из самых нагруженных узлов. В то же время от его технического состояния зависят срок и качество работы двигателя. Определить износ, а тем более выполнить необходимый ремонт без разборки коленчатого вала практически невозможно.

А ведь при подготовке мотоцикла или микроавтомобиля (карта) к ра­боте в трудных условиях (например, на соревнованиях) разбирать коленвал приходится нередко. Конструк­ция коленвалов и усилия, которые необходимы для разборки, осложня­ют эту операцию не только в до­машних условиях, но и в мастерских СЮТ, секциях картинга, мотокруж­ках. Применяемый в настоящее вре­мя метод выпрессовки пальца ниж­ней головки шатуна в тисках далек от совершенства и может привести к порче этой дефицитной детали.

Несложное приспособление для разборки коленвала, предлагаемое вниманию читателей, разработано в кружке автоконструирования Туль­ского Дворца пионеров. Оно позво­ляет разбирать коленчатые валы мо­тоциклетных двигателей с диаметром шеек 130—135 мм, L = 29 мм, что соответствует двигателям К-175 ковровского завода и всех мотоцик­лов Минского мотозавода, то есть самых распространенных в нашей стране.

Приспособление состоит из кор­пуса, планки, нажимного винта и болтов М8 X 50 с шайбами. Их изготавливают из инструментальной стали с термообработкой, цинкуют или кадмируют.

Технология разборки коленвала с его помощью несложна. Полностью вывернув нажимной винт, приспособ­ление в сборе надевают на колен­чатый вал, размещая корпус между щеками так, чтобы шатун поместил­ся в вырезе корпуса. Через резьбо­вое отверстие в планке для нажим­ного винта проводят центровку это­го отверстия относительно отверстия в пальце нижней головки шатуна. Затем сюда вставляют шарик от под­шипника 0 10—12 мм, придержива­ют его рукой от выпадания и заво­рачивают винт 3 до соприкоснове­ния с шариком. После этого узел закрепляется в тисках, и палец выпрессовывается завертыванием вин­та б помощью соответствующего гаечного ключа или воротка диамет­ром 12—14 мм и длиной 250— 300 мм.

dhdhudhndhnydhdhndh259

Детали приспособления для разборки коленвалов:

1 — корпус, 2 — планка, 3 — на­жимной винт, 4 — болт М8Х50, 5-— шайба, б —шарик, 7 — щека ко­ленвала.

Если все было сделано правильно, без перекосов, палец выпрессовывается без труда.

В качестве нажимного винта мо­жет быть использован резьбовой па­лец передней подвески автомобиля ГАЗ-21 «Волга» (деталь 20—2904068), конец которого обтачивается соглас­но чертежу. В качестве заготовки для планки нами была использована державка токарного резца.

При желании из деталей этого приспособления можно сделать съемник обычного типа, использовав планку с нажимным винтом. Для этого достаточно просверлить в планке соответствующие отверстия и снабдить ее крючковыми захвата­ми или подходящими болтами. При пользовании съемником также сле­дует применять шарик, так как это значительно уменьшает усилия, за­трачиваемые при распрессовке деталей.