СБОРКА УЗЛОВ, ДВИГАТЕЛЕЙ

Сборка узлов. При подготовке узла или агрегата к сборке подбирают нужное количество деталей, а также сопряженных деталей по разме­рам и другим требованиям технических условий. Для примера рас­смотрим подбор деталей кривошипно-шатунного механизма двигателя. Высокой точности сопряжения деталей (цилиндр — поршень, пор­шень — поршневой палец — шатун) достигают не только за счет вы­сокой точности при изготовлении и ремонте, но и за счет правильного их комплектования. Качество подбора определяют по зазору между поршнем и цилиндром, протягивая между ними щуп шириной 13 мм и длиной 200 мм и контролируя возникающую при этом силу. Щуп вводят в цилиндр со стороны, противоположной разрезу поршня. Поршень вставляют в цилиндр без колец. Кроме подбора по размеру, поршни надо подбирать и по массе. Частота вращения коленчатого вала значительна, поэтому разница в массе поршней одного комплекта более 4—6 г в результате инерции будет вызывать дополнительные нагрузки на шатун, коленчатый вал, подшипники. Поршневые пальцы подбирают к поршням по диаметру отверстий бо­бышек. Палец должен туго входить в отверстие бобышки поршня, нагретого в масле до 55—70° С. Для облегчения подбора поршневые пальцы сортируют по диаметру на группы и маркируют. Так же мар­кируют поршни по диаметру отверстий бобышек. Тщательно надо подбирать поршневые кольца по канавкам порш­ней и цилиндру. Зазор по высоте между поршневым кольцом и ка­навкой (0,035—0,080 мм) определяют щупом, перекатывая кольцо по канавке. В замке кольца, вставленного в цилиндр, зазор должен быть 0,20—0,45 мм (рис. 177). При комплектовании двигателя к сборке затруднителен подбор вкладышей подшипников по опорным шейкам коленчатого вала. Под­бирают их, определяя зазор между шейкой вала и вкладышем при по­мощи латунной пластинки 2 (рис. 178) размером 0,07×12х25 мм. Ее смазывают маслом, помещают на вкладыш крышки / и затягивают болты подшипника. Зазор нормальный, если вал с пластинкой 2 поворачивается с некото­рой силой, а без пластинки — свободно.

В качестве примера ни­же описана сборка двигателя ГАЗ-51.

Вначале собирают поршни с шатунами. Для этого соединяют поршень и шатун пор­шневым пальцем и ставят стопорные коль­ца в канавки бобышек поршня. Поршневой палец под давлением пальца руки дол­жен свободно входить в отверстия бобы­шек поршня, нагретого в масляной ванне до 55—70° С.

dhdhudhndhnydhdhndh83Рис. 177. Проверка щупом зазора в замке кольца: 1— блок цилиндров; 2 — поршневое кольцо; 3 — щуп.

Температуру нагрева контролируют термометром. За­тем устанавливают маховик на фланец коленчатого вала, завинчивают и шплинтуют гайки. На маховик накладывают ведомый диск сцепле­ния в сборе, центрируемый оправкой, и закрепляют. Далее собирают масляный и водяной насосы. Собрав узлы, выполняют общую сборку двигателя. Толкатели уста­навливают в блок вместе с регулировочными винтами. Затем надевают распорное кольцо, упорный фланец, напрессовывают шестерню на шейку распределительного вала, устанавливают его в блок цилин­дров и завинчивают болт крепления шестерни распределительного вала, после чего устанавливают клапаны в направляющие втулки и пру­жины. Сжав пружины, ставят опорные шайбы пружин и закрепляют их сухарями. Регулируют зазоры между клапанами и толкателями. Устанавливают и крепят крышки клапанных коробок.

Помещают вкладыши в подшипники блока цилиндров и в крышки коренных подшипников, ставят коленчатый вал в подшипники, кре­пят крышки коренных подшипников (момент затяжки должен быть в пределах 125-136 нм, или 12,5-13,6 кгс-м), проверяют зазор в подшипниках и напрессовывают шестерню, совместив ее с меткой на шестерне распределительного вала.

Поршневые кольца устанавливают замками, расположенными под углом 90° один к другому, пользуясь приспособлением. Затем помещают в шатуны и крышки шатунных подшипников вкладыши, поверты­вают коленчатый вал шейками 1-го и 6-го цилиндров в положение н.м.т., сжимают кольца приспособлением и, легко ударяя деревянной скалкой, проталкивают поршень сначала 1-го, а потом 6-го цилиндра, так, чтобы разрез на юбке поршня был обращен в сторону, противопо­ложную клапанам. Соединяют шатуны с шейками вала шатунными болтами, затягивают гайки шатунных болтов с моментом 70 — 75 н-м (7—7,5 кгс-м) и шплинтуют. Так же устанавливают остальные поршни с шатунами. Затем ставят и крепят гайкой маслоприемник, устанавливают прокладки, скобу уплотнения передней части карте­ра и крепят винтом. Гайки шпи­лек крепления головки блока за­винчивают с моментом 80 н-м (8 кгс-м) в определенном порядке. Устанавливают и крепят болтами нижнюю часть картера сцепления. Устанавливают прокладки картера, его поддон и крепят болтами.

Помещают прокладку, ставят и крепят масляный насос. Заклады­вают шпонку в канавку коленчатого вала, надевают на него ступицу шкива, устанавливают и крепят шкив и навинчивают храповик.

dhdhudhndhnydhdhndh84Рис. 178. Определение радиального зазора в коренных подшипниках:1 — крышка подшипника; 2 — латун­ная пластинка.