Ременная передача

Один из самых старых типов механических передач, нашедший применение и на автомобиле, — ременная передача. В наши дни приходится иметь дело с разными ее видами.

И распредвал, и генератор, и помпа чаще всего вращаются благодаря ре­мешку (рис. 1). Мало того, видоизменен­ный зубчатый ремень теснит обычную металлическую цепь. Например, на не­которых, даже тяжелых и мощных мото­циклах заднее колесо тоже приводится ремнем. Секрет столь широкого приме­нения — в преимуществах ремня: он де­шев, прост в изготовлении, работает плавно, без шума. Ему не нужны специ­альные устройства для гашения колеба­ний, как, например, в цепной передаче"жигулевского" мотора. Если в ней «гикнется» успокоитель, цепь запросто мо­жет перескочить через зубья звездочек — недалеко и до погнутых клапанов.

Зубчатый ремень (рис. 1, в), рассчи­танный на передачу большого усилия, в обычных условиях практически не удли­няется — в отличие от моторной цепи.

dhdhudhndhnydhdhndh94

Рис. 1. Ременные передачи: а — с клиновым рем­нем (рядом более гибкий вариант с «гофрами» на внутренней поверхности); 6 — с поликлино­вым; в — с зубчатым.

Подтягивать его приходится редко:

главная причина — не вытяжка, а износ (истирание) контактных поверхностей ремня и зубчатых шкивов. Кстати, сов­ременные зубчатые ремни весьма дол­говечны: редко требуют замены раньше пробега 60-70 тыс. км, а порой — через 100 тыс. и более!

Конечно, ездить больше положен­ного мы не советуем: велика вероят­ность разрушения ремня, исчерпавшего свой ресурс. Взглянув на зубцы отрабо­тавшего ремня (лучше всего их вывер­нуть наружу), найдете трещины возле оснований (рис. 2). Это первые призна­ки усталостного разрушения. Еще не­много — и зубья, скорее всего, срежут­ся. Разумеется, ремень требует акку­ратности при ремонте или обслужива­нии мотора. Его легко повредить ножом, отверткой, даже кожухом — он ведь не железный. Следите за состоянием саль­ников мотора: просочившееся масло не­пременно попадет на ремень и враз на­рушит надежную связь между ним и ше­стерней: замасленный ремень может легко проскользнуть через шкивы и стать напрочь беззубым. Конечно, сле­дует тщательно регулировать натяже­ние ремня — перетяжка или ослабление тоже сократят срок его службы.

Впрочем, эти рекомендации отно­сятся и к другим ремням, например по­ликлиновым (рис. 1, б), зачастую объе­диняющим под капотом все навесные агрегаты (см. рис. 5). Если там все в по­рядке, такие ремни по своей долговеч­ности соперничают, скажем, с двигате­лем, коробкой передач. Вы спросите, как этого достигают?

Дело в том, что у поликлинового ремня прочный кордный материал ле­жит в «нейтральном» слое, который при изгибе на шкивах почти не испытывает растяжения или сжатия. Множество близко расположенных мелких клиньев обеспечивает хорошее сцепление рем­ня даже с самыми малыми шкивами уже при небольшом (в сравнении с обычны­ми клиновыми ремнями) натяжении, а это повышает механический КПД пере­дачи, снижает в ней нагрузки, да и срок службы ремня увеличивает. Именно по­ликлиновые ремни позволили создавать такие «живописные» кинематические схемы приводов, как на рис. 5.

Есть, разумеется, у ременных пере­дач и недостатки. Например, большие радиальные габариты. Чтобы обычным клиновым ремнем передать усилия, с которыми легко справляется цепь, раз­меры шкивов и самого ремня придется сделать большими.

Для клинового ремня (особенно по мере износа деталей передачи) харак­терно проскальзывание, возрастающее с увеличением передаваемого усилия, вплоть до полного буксования. Иными словами, передаточное отношение для обычного клинового ремня — параметр непостоянный. Это допустимо, напри­мер, в приводе генератора, насоса охла­ждающей жидкости или насоса гидроуси­лителя руля, но совершенно неприемлемо для газораспределительного меха­низма, где валы «математически» связа­ны: распредвал обязан вращаться вдвое медленней коленвала — и никак иначе.

Объективный недостаток любого плоского или клинового ремня — необхо­димость такого его натяжения, при кото­ром передача надежно работает. А это перегружает подшипники, особенно в двигателе, где сильно изношены шкивы (рис. 3). С такими даже сильно перетяну­тый ремень передает вращение агрегату (например, помпе, генератору) ненадеж­но. Из-за этого на «классиках» ВАЗа не­редки случаи поломки валика привода помпы по передней канавке для шариков.

Вот почему ремень нужно правиль­но натягивать — настолько, чтобы он яв­но не проскальзывал, но и подшипники не перегружал. Но сделать это неопыт­ному человеку не так просто, как может показаться после ознакомления с инст­рукцией. В ней обычно указан лишь про­гиб ветви ремня под действием опреде­ленного усилия руки. Да вот руки-то у всех разные! Не каждый похвастает- тем, что может на­давить с усилием ровно в два кило­грамма. В этом смысле еще «смеш­нее» некоторые при­емы для проверки натяжения зубчато­го ремня: нужно по­пытаться закрутить его пальцами на 90°! На ВАЗ-2108 «бывалые» обнару­жили полезный ди­агностический при­знак: будучи слегка перетянут, ремень громко «ревет» при увеличении оборо­тов — тогда его чуть ослабляют. Недотя­нутый же сильно вибрирует.

Срок службы клинового ремня рез­ко сокращается, когда соединяемые им шкивы работают не в одной плоскости или имеют большое биение — особенно осевое (рис. 4, а, б, в). Последнее не должно превышать 0,1 мм на радиусе 100 мм, что на отечественных автомо­билях, увы, встречаешь не часто. Вот и лопаются ремни в таких машинах куда раньше отведенного времени. Лечение одно — подбирать новые шкивы (или по возможности править старые) и выво­дить их в одну плоскость. И тогда о рем­не можно надолго забыть, хотя менять его, как правило, дело пустяковое.

dhdhudhndhnydhdhndh95

Рис. 2. Наиболее часто ремень разрушается из-за усталости материала зубцов.

dhdhudhndhnydhdhndh96

Рис. 3. При износе шкива клиновой ремень рабо­тает неправильно.

dhdhudhndhnydhdhndh97

Рис. 5. Схема ременного привода агрегатов 6-цилиндрового двигателя М104 («Мерседес-№124», длина ремня — 2440 мм):

1 — натяжной ролик; 2 -шкив коленчатого вала;

3 — шкив компрессора кондиционера; 4 — шкив вентилятора системы охлаждения; 5 — шкив воздушного насоса; 6 -шкив генератора; 7 -верхний направляющий ролик; 8 — шкив гидро­усилителя руля; 9 -шкив помпы.