Рекомендуемые углы опережения зажигания для разных двигателей ВАЗ

Стучат пальцы…

Это весьма распростра­ненное заблуждение — порш­невые пальцы тут ни при чем. Такой звук свидетель­ствует об очень быстром, взрывном сгорании топлива, называемом детонацией. Она вредна для двигателя, так как способна привести к серьезным разрушениям, вплоть до поломок поршне­вых колец, перемычек порш­ней и так далее. Об этом журнал писал неоднократно.

Вернемся же еще раз к этой теме, применительно к автомобилям Волжского за­вода. Когда угол опережения зажигания точно соответствует режиму ра­боты двигателя (во всем диапазоне оборо­тов и нагрузок), причина взрывов в цилин­драх кроется в топливе с недостаточно вы­сокими антидетонационными свойствами, иными словами — с низким октановым чис­лом. Однако детонация случается и при нормальном топливе с октановым числом 92 или 91. Дело здесь в том, что рабочий процесс вазовских моторов создавали в расчете на «93-й» бензин. В те времена не знали, что кроме «93-го» появятся еще АИ-92, А-92, АИ-91. Мало того, вероятно, в 1999 году войдет в действие новый ГОСТ на топливо: исчезнет «93-й» бензин, оста­нутся АИ-98, АИ-95, АИ-91 и уже АИ-80. Ра­зумеется, многие будут покупать что поде­шевле. Поэтому на ВАЗе заблаговременно озаботились этой проблемой и успешно ее решили. На основе исследований конструк­торы рекомендуют менять начальные углы опережения зажигания, чтобы спокойно ездить, к примеру, на АИ-91. Об этом, кста­ти, сказано в инструкциях машин, сходящих с конвейера.

Отмечу: способность противостоять детонации у каждого типа вазовского двигателя своя, зависящая от формы камеры сгорания и степени сжатия. Поэтому инже­неры корректировали углы опережения за­жигания для всех моторов — как у «самар», так и «жигулей» — индивидуально (см. табл.). Если двигатели классических ма­шин заправлять топливом на единичку меньше положенного («93-го»), то следует уменьшить угол на два градуса (кроме ВАЗ-2101 — там всего на один градус). Следова­тельно, АИ-91 требует уменьшить угол на 4 градуса (для «первого» мотора — на два).

Для двигателей «самар» несколько иначе. С «91-м» бензином угол опережения зажигания на ВАЗ-21083 (1,5 л) нужно уменьшить на 4 градуса, на 2108 (1,3 л) -на 2 и на 21081 (1,1 л) — на 5 градусов.

Самыми терпимыми к АИ-91 оказа­лись моторы «Нивы» ВАЗ-21213 (1,7 л), где необходимо уменьшить угол на один гра­дус, и двухцилиндровый «Оки» ВАЗ-1111 -тут вообще ничего не надо трогать. И все же мотор мотору рознь, даже если они од­ного типа и объема. Возможно, кому-то придется отступить от рекомендуемых ре­гулировок.

Естественно, из-за уменьшения угла опережения зажигания не­много снижаются мощность и крутящий момент двигате­лей. На «91-м» бензине боль­ше всех теряет в мощности двигатель 1,5-литровой «Са­мары» — 3,3%. ВАЗ-21011 (1,3 л) вообще ничего не те­ряет. Крутящий момент меньше всего снизится на «жигулевском» «ноль одинна­дцатом» моторе (1,3 л) -1,5%, а на «восемьдесят тре­тьем» он упадет на 5,6%.

Расход топлива на уста­новившихся скоростях 90 и 120 км/ч возрастет на 0,7-4,1%. Интересно, что у двигателей 21011 и 2106 он может даже снизиться в пределах 1-8,6%! Дело в том, что для этих моторов угол опереже­ния зажигания под бензин АИ-93 в свое время подбирался по комплексу показате­лей, из которых расход топлива не являл­ся решающим.

В заключение отмечу, все указанные отклонения укладываются в допуск, пред­усмотренный техническими условиями на автомобили ВАЗ: время разгона не увели­чится более чем на 5%, а расходы топлива — на 10%.

Рекомендуемые углы опережения зажигания для разных двигателей ВАЗ

Угол

Двигатель

для АИ-93

для АИ-91

2101

+4+1

+2+1

21011

+4±1

0+1

2103

+4+1

0+1

2105

+411

0+1

2106

+4+1

0+1

21021

+4+1

0+1

21213

+3+1

+2+1

2108

+1+1

-1+1

21081

+6+1

+1+1

21083

+4+1

0+1

1111

0+1

0+1