Расходомеры топлива

Автолюбители часто спорят по поводу экономичности машин. Но как измерить расход топлива, если в гараже самый "точный" инструмент- канистра?

Разумеется, для объективного измерения расхода топлива автомобиль необходимо осна­стить приборами — прежде всего, расходомером.

В обиходе обычно оценивают некий сред­ний за поездку ( 'на круг") расход бензина. Зада­ча лишь в том, чтобы измерить его с достаточ­ной достоверностью, а не на глазок. (Крайне не­желательно доверяться штатному указателю уровня топлива в баке — и особенно на автомо­билях с плоскими баками, коих большинство!)

На практике вполне оправдал себя такой метод измерения. Если пол в гараже или пло­щадка на стоянке не очень ровные, полезно от­метить "контрольные" точки установки колес ав­томобиля, с тем чтобы заправлять его при одном и том же положении кузова относительно верти­кали. Необходимо проследить и за тем, чтобы нагрузка автомобиля была одной и той же. Те­перь нужно заправить бензобак полностью, до нижней кромки заливной горловины, после чего вы завернете крышку и отправитесь в путь. Вер­нувшись из поездки, запишите пройденный путь (по одометру) и, установив автомобиль на "конт­рольное" место, долейте бензин в бак, пользу­ясь при этом тщательно "откалиброванной" ем­костью. Например, пластиковой бутылкой. Сде­лать на ней отметки (например, 0,5 литра и 1 литр) можно довольно точно, воспользовавшись весами и обычной пресной водой.

Датчик расхода

clip_image002

Ролико-лопастнои датчик расхода топлива со счетчиком СОР-40 и прибором МС-75.

Автомобильные эконометры, расхо­домеры, маршрутные компьютеры ныне в моде. Они сообщают водителю мгно­венный и суммарный расход топлива, позволяя косвенно судить о техниче­ском состоянии автомобиля. Однако на деле приборы, предназначенные широ­кому кругу потребителей, для серьезных исследований или диагностики подходят мало — низка точность. Другое дело ролико-лопастные расходомеры, которые позволяют фиксировать лю­бой, даже са­мый малый рас­ход топлива. Они разработа­ны кандидатом технических наук Виктором Домогацким еще в 60-е го­ды, а теперь усовершенство­ваны и освоены в производстве. Се­годня их используют для испытаний, настройки и доводки двигателей почти все российские авто­заводы (кроме ВАЗа).

clip_image004

Корпус Ротор

Так устроен датчик расхода топлива.

Главный элемент расходомера — из­меритель объема и расхода топлива — цилиндр, внутри которого размещено высокоточное механическое устройство с прецизионной рабочей камерой прямо­угольного сечения. В крышку корпуса из­мерителя вмонтирован электронный датчик, сигналы которого обрабатывает микропроцессор МС-75, выводя на табло общий (дм3/ч) или мгновенный (дм3/с) расход горючего.

Устанавливают датчик на место штатного топливного фильтра (или пос­ледовательно с ним). Если на машине имеется сливной трубопровод — сюда монтируют еще один, при этом его пока­зания вычитает все тот же МС-75. Меха­нический счетчик СОР-40, наворачивае­мый прямо на датчик-измеритель, позво­ляет фиксировать общий объем топли­ва, прошедший через расходомер, что особенно удобно при длительных дорож­ных тестах.

Главное же достоинство ролико-лопастных расходомеров, изготовленных фирмами МЦ "Восток" и ЗАО НПП "Импульс", -способность ра­ботать как с жидким, так и с газообраз­ным топливом. Переносят они и загрязненный бензин, что осо­бенно актуально в российских условиях, а оригинальная конст­рукция, исключающая трение металла по металлу, обеспечивает высокую долго­вечность расходомеров. Малая инерци­онность вращающихся частей, отсутст­вие клапанов и другой распределитель­ной аппаратуры, вызывающей шум, пуль­сации и гидравлические потери, вкупе со сравнительно низкой ценой ($300-1000), позволяет им успешно конкурировать с продукцией таких известных производи­телей, как японский "Оно Сокки" (Опо Sokki Co, Ltd) и немецкие "Кинцле" (Kinzle) и "Пирбург" (Pierburg), выпускаю­щих поршневые и шестеренные расходо­меры стоимостью $3000—5000.

точный замер расхода топлива

при работе автомобильного двигателя обеспе­чивает прибор, внедренный в казанской образцовой технической школе ДОСААФ.

Опыт показал, что ИРТ, как назвали прибор его создатели, можно использо­вать не только во время соревнований на экономичность вождения, но и при проведении лабораторных работ по регу­лировкам двигателей и исследований для получения информации по расходу топлива как в дорожных условиях, так и на стендах.

Основные части прибора: наполни­тельный и мерный цилиндры, манометр, клапаны, трубопроводы, штуцеры и дета­ли крепления к машине. Прибор сделан в двух вариантах: ИРТ-Л и ИРТ-Г, соот­ветственно для легковых и грузовых автомобилей. По устройству они иден­тичны и различаются только деталями крепления.

Принцип работы ИРТ (см. схему) состо­ит в точном замере расходуемого из мер­ного цилиндра топлива по мерной линей­ке. Перед началом замера заполняют через открытый запорный клапан цилинд­ры расходомера и поплавковую камеру карбюратора. Воздух из цилиндров вытесняется через клапан-декомпрессор. В мо­мент начала замера водитель закрывает запорный клапан, после чего бензин расходуется только из мерного цилиндра под давлением воздуха.

ИРТ показал высокую точность изме­рения и достаточную надежность. По сте­пени сложности прибор доступен для из­готовления в учебных организациях и СТК.

Принцип работы измерителя: а — при заполнении; б — состоянии мерного расхода топлива; в — в состоянии замера израсходованного топлива; 1- клапан декомпрессора: 2 — манометр; 3 — запорный клапан.

clip_image006Простой расходомер

На небольших АТП, где нет динамометрических стендов и невозможно измерить расход топлива под нагрузкой, полезным будет расходомер, показанный па схеме и фото. На Новгородском пассажирском авто­транспортном предприятии этот расходомер использу­ется для измерения количества топлива, необходимого для разгона автобуса ЛАЗ-697 на стенде с беговыми барабанами с 30 до 60 км/ч. Если на предприятии нет и такого простейшего стенда, то можно вывесить веду­щие колеса автомобиля (или одно из них), и в та­ком положении определить расход топлива при раз­гоне.

Нормативный расход можно определить по заведомо исправным автомобилям (для ЛАЗ-697 он составляет 27...30 см3, а время разгона около 3 с).

Расходомер включают в топливную магистраль меж­ду баком и топливным насосом. Чтобы заполнить мер­ный цилиндр 4, нужно опустить съемную часть ниже уровня топлива в баке автомобиля. Кроме мерного ци­линдра, в съемной части расположены электромагнит­ные клапаны 2 и 3, рассчитанные на напряжение 12 В (их выпускает Ленинградский карбюраторный завод, марка ЭКТ-12). Клапаны обеспечивают подачу топлива из бака 1 или мерного цилиндра 4 к топливному насо­су 5 и далее к карбюратору в зависимости от положе­ния переключателя 8.

Заполнив мерный цилиндр до нулевой отметки, пере­ключателем 8 прекращают доступ топлива и устанав­ливают съемную часть расходомера на столик. Пере­ключатель 7 устанавливают на педаль привода дрос­сельной заслонки карбюратора. Запускают двигатель и на прямой передаче медленно доводят скорость по спидометру до 30 км/ч (топливо в двигатель поступает из топливного бака автомобиля). Резко нажимают на педаль до пола. В этот момент переключатель 7 (он установлен на педали) срабатывает, и топливо начина­ет поступать из мерного цилиндра. По достижении ско­рости 60 км/ч педаль отпускают. Срабатывает переклю­чатель 7, и мерный цилиндр выключается из топливной системы автомобиля.

clip_image008

Схема расходомера:

1 — топливный бак: 2. 3 — электромагнитные клапаны; 4 — мер­ный цилиндр; 5 — подкачивающий насос; 6 — карбюратор; 7 — включатель заполнения цилиндра; 8 — переключатель

clip_image010Расходомер в рабочем положении

clip_image012Расходомер с опущенной съемной частью