ПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ ОТ ЭЛЕКТРОСЕТИ

Затрудненный пуск двигателей в холодное время года приводит иног­да к простоям автомобилей, сниже­нию коэффициента выпуска их на линию, срыву плана грузоперевозок. Причины этого известны. Дизельные двигатели запустить зимой труднее из-за ухудшения процессов воспла­менения и горения топлива в цилин­драх, повышения сопротивления хо­лодного масла прокручиванию колен­чатого вала, снижения работоспо­собности системы электрооборудова­ния. Многократные попытки завести холодный двигатель вызывают так­же повышенный износ его деталей.

Согласно ГОСТ 18509—73, двига­тели с электрическим стартером дол­жны пускаться не более чем с трех попыток, продолжительность кото­рых не должна превышать 20 с с интервалом 1—1,5 мин. При темпе­ратуре до —10°С пуск автомобиль­ных двигателей должен обеспечи­ваться аккумуляторными .батареями, заряженными не менее чем на 75%. При пониженной температуре элект­ролита снижается скорость протека­ния химических реакций при разря­де и заряде аккумуляторной бата­реи (они медленнее заряжаются, сни­жаются их емкость и напряжение).

Применяемые в эксплуатации различные установки обогрева двигате­лей и поддержания их в определен­ном тепловом режиме (установки для воздухо- , паро- , водо- и электроподо­грева) хотя и являются достаточно эффективными средствами, полно­стью проблему пуска двигателей не решают.

В Волгоградском ПАТО (в авто­колонне № 1513) применяют центра­лизованную систему электрозапуска двигателей автомобилей КамАЗ. Она позволяет полностью исключить ис­пользование аккумуляторных бата­рей, установленных на автомобиле во время пуска двигателя.

Система состоит из линии воздухоподогрева, собранной из калори­феров, подземных воздуховодов, сто­яков с шибером и соединительных рамок. Параллельно линии подогрева установлена линия электрозапуска (рис. 1). Она состоит из трансфор­матора ТМОБ-60-1, применяемого на строительстве, выпрямителя, шин, разъемов.

Вторичная обмотка трансформато­ра перематывается таким образом, чтобы снимаемое напряжение было равно 36 В. Повышенное напряже­ние необходимо для того, чтобы ком­пенсировать его падение в момент включения стартера. Электрический

ток после трансформатора попадает на выпрямительный мост, собранный на диодах ВВ-500 (рис. 2).

Выпрямленный ток по токопроводам, собранным из стандартных эле­ментов ШРА-64, разводится по машино-местам на стоянке.

Разъемы самодельные, их конст­рукция исключает возможность не­правильного подключения. Одна по­ловина разъема соединена с линией электрозапуска, вторая — подсоеди­няется к клемме стартера и массе автомобиля. Благодаря удлиненным проводам один разъем можно использовать для пуска двигателей трех-четырех автомобилей.

dhdhudhndhnydhdhndhРис. 1. Схема централизованной системы электрозапуска двигателей: / — линия электрозапуска; 2 — трансфор­маторная; 3 — электрические разъемы; 4 — колонки воздухообогрева; 5 — автомобили с прицепами

dhdhudhndhnydhdhndh1

Рис. 2. Схема линии электрозапуска:

1 — переключатель освещения 220 В; 2 — выключатель автоматический А 3124; 3 — маг­нитный пускатель PAL-511; 4 — трансформатор силовой ГМОБ-60 380/24; 5 — блок вы­прямителя; 6»—«опрозриздение; 7 — лампа накаливания; 8 — предохранитель 6А.

При пуске двигателя ток через трансформатор, выпрямитель, шины, клеммы попадает на стартер и про­ворачивает коленчатый вал. В этот момент выключатель массы разомк­нут и аккумуляторные батареи, уста­новленные на автомобиле, отключе­ны. Запускают же двигатель так же, как и при пуске от аккумулято­ров.

Система электрозапуска позволяет заводить одновременно несколько двигателей. Количество включений не ограничено. Преимущество ее за­ключается еще и в том, что водите­лям не надо перемещать громоздкие пусковые тележки, подзаряжать «севшие» аккумуляторы. Ее исполь­зование исключает также возмож­ность электротравм.

Применение такой централизован­ной системы позволяет сократить до минимума продолжительность и тру­доемкость подготовки двигателей к пуску и работе при низких темпе­ратурах и, следовательно, повысить производительность труда с одновре­менным улучшением условий труда водителей. Продолжительные сравни­тельные наблюдения за работой электрозапуска при температурах от —10 до —40°С показывают, что данная система обеспечивает эффективную работу автомобилей, повышает коэф­фициент выпуска подвижного соста­ва, сокращает простои его в ремон­те, значительно повышает межре­монтные пробеги.