Промывки двигателя

Чем лучше мыть двигатель изнутри — традиционными промывочными маслами или современными средствами -"пятиминутками"? А может, стоит заливать дорогое масло и вообще не мыть?

О том, что в двигателе во время рабо­ты накапливаются отложения, знает даже начинающий автомобилист, но только в общих чертах, а не в деталях. В зависимо­сти от качества моторного масла и состо­яния самого двигателя скорость этого ма­лоприятного процесса может быть разной, но механизм его остается неизменным. Все отложения в двигателе условно раз­деляют на три группы: высокотемператур­ные (нагары), среднетемпературные (ла­ки) и низкотемпературные (шламы и осад­ки). Первые появляются на деталях, непо­средственно взаимодействующих с газами в цилиндре. Количество нагара зависит от расхода масла на угар и режима работы двигателя. Лаки образуются на деталях цилиндро-поршневой группы (поршень, кольца, стенки цилиндра) и так хорошо держатся на поверхностях, что почти не смываются. Количество их зависит от воз­раста автомобиля, состояния двигателя, применяемого масла и периодичности его замены. Шламы и осадки накапливаются в системе смазки двигателя — в картере и масляных магистралях.

С каждым из этих зол справляются по-своему. Удаление нагара в цилиндрах обычно сводится к 10-15 минутам работы мотора под высокой нагрузкой. Нагар на впускных клапанах, как правило, связан с износом маслосъемных колпачков и исчезает вскоре после их замены. Побо­роть лакообразование на поршне и кольцах простыми приемами доволь­но тяжело, здесь лучший выход -стараться предотвратить их образова­ние, используя хорошие масла с группой качества по API SG и выше (SH, SJ). И нако­нец, от шламов и осадков, загрязняющих масляную систему двигателя, избавляются, своевременно меняя масло и при этом про­мывая двигатель. Составам для такой про­мывки как раз и была посвящена наша оче­редная экспертиза.

В ней «приняли участие»:

1. Промывочная жидкость Spectrol Motor Cleaner — то самое «промывочное масло», что заливают при смене старого масла на новое.

2. «Аспект-Модификатор. Очиститель масляной системы», добавляемый в ста­рое масло на последних (!) 250-300 км пробега.

3. Промывка Motor Flush от фирмы «Джетгоу» (Jetgo).

4. Препараты Engine Flush от фирмы СТП (STP).

5. 5 minute Motor Flush от фирмы KB (K&W).

6. Super Cleaning Engine Flush от "Вальволин" (Valvoline).

7. Промывка Oil system cleaning and conditioner компании "Вине« (Wynn's).

Пять последних — так называемые „пятими­нутки“ — добавляются в старое масло и „крутятся“ вместе с ним на холостом ходу от 5 до 15 минут в зависимости от препарата.

Названные средства промывки двига­теля, взятые на экспертизу, дали возмож­ность сопоставить, во-первых, традицион­ное промывочное масло („Спектрол“) с экспресс — промывками, а, во-вторых, оте­чественные препараты — с импортными.

МЕТОДИКА

В состав некоторых из промывочных препаратов входят антикоррозионные, противоизносные и противозадирные до­бавки. Хотелось бы, конечно, проверить химическую формулу представленных в тесте жидкостей, однако это дело крайне сложное и мы ограничились лишь четырь­мя показателями — кинематической вязко­стью, щелочным числом, эффективностью растворения отложений и стабильностью полученного при этом раствора. Эффективность растворения — показа­тель „номер один“. Он говорит о том, сколь­ко „грязи“ промывочный состав может смыть. Стабильность раствора — второй по важности параметр: сколько смытой „грязи“ промывочный состав сможет „впи­тать“, чтобы потом вместе с собой вынести из двигателя. Щелочное число обычно оп­ределяет способность к нейтрализации кис­лых продуктов. В нашем случае оно показы­вает количество металлсодержащих мою­щих присадок — тех, что присутствуют в „обычных“ маслах. Вязкость промывок представляет интерес в сравнении с вязко­стью масла: насколько мы его разжижаем. Кроме того, она свидетельствует о том, на какой основе — масляной или другой — получен данный препарат. Эффективность моющего действия и стабильность определялись по специальной лабораторной мето­дике. На дно стеклянного сосуда помещали искусственный загрязнитель из числа асфальтенов и заливали смесью масла с ис­пытуемым, препаратом на 5-20 мин. Само собой понятно, что промывочное масло заливали в чистом виде.

Наша справка

МАСЛА С УВЕЛИЧЕННЫМ ИНТЕРВАЛОМ ЗАМЕНЫ. Среди автомобилистов далеко не все имеют верное представление о таких маслах. Спецификации не­которых фирм, например Porsche, предполагают, что на автомобилях этой марки масло будут менять раз в 20 000 км, а, скажем, „допуск“ MB 229.1 означает, что на „мерседесах“ выпуска 1997—1998 гг. масло может „ходить“ аж по 30 000 км. Но это отнюдь не означает, что столь же долго это же масло сможет отработать и в „жигулях“. Например, повышенный прорыв газов в картер способен довольно быстро под­писать смертный приговор даже очень хорошему маслу.

СУПЕРКОНЦЕНТРАТЫ. Некоторые фирмы предлагают, помимо обычных промы­вок „пятиминуток“, еще и сильно концентрированные препараты, рекомендуемые к применению раз в 30-40 тыс. км. Эти суперпромывки зачастую не только моют двига­тель, но и „восстанавливают“ сальники. Попросту говоря, вызывают набухание рези­ны. Именно из-за этого их рекомендуется применять так редко. Между тем иные авто­любители по незнанию могут прибегнуть к услугам суперпромывок при каждой смене масла: дескать, промывать, так промывать. А это как раз тот случай, когда „кашу мас­лом...“ можно испортить. Так что надписям на флаконе лучше все-таки доверять.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Главный вывод (см. таблицу): все испы­танные препараты обладают способностью вымывать из смазочной системы часть от­ложений, накапливающихся при работе двигателя. Иными словами, ис­пользуя их, можно достичь определенного эффекта. Выявлено принципиальное отличие между отечествен­ными и импортными препа­ратами: первые (образцы 1 и 2) сделаны на масляной осно­ве, вторые — с использовани­ем легкокипящих нефтяных растворителей. В их составе — сильные поверхностно-ак­тивные вещества, контакт с которыми для человека вреден. Недаром на импортных препаратах указа­но: „опасно при попадании на кожу и внутрь организма“, а на образцах 3 и 5 еще более устрашающее: „смертельно опасно при по­падании внутрь организма“.

Заметно отличается от других образец 2 — он включает „обычные“ металлсодержа­щие моющие присадки и потому рекомендо­ван к доливке в масло на последних 250-300 км перед его заменой. По сути, он лишь увеличивает моющие свойства старо­го масла, а потому его присутствие в табли­це — в известной мере условность. Попытка проверить его по методике „пятиминуток“ не выявила моющего действия, что вполне объяснимо. Поэтому в таблице приведены значения для заливки чистого препарата (без масла). Специалисты же впоследствии рассчитали, что его эффективность нахо­дится на уровне образца 5. Таким образом, по моющей способности среди испытанных препаратов определились призеры: образ­цы 4, 3, 5 и 2, а по способности растворять в себе „грязь“ и выносить ее из двигателя — образцы 1,4, 3.

Искушенный читатель может удивить­ся тому, что невысокие результаты пока­зали препараты фирм „Вине“ (Winn's) и „Вальволин“ (Valvoline). Признаться, уди­вились этому и мы. В случае с „голландца­ми“ напрашивается мысль о том, что для фирмы, известной своими маслами и анти­коррозионными составами, препараты „подкапотной химии“ отнюдь не основное направление, а возможность расширить ассортимент. Труднее объяснить неудачу „бельгийцев“, для которых именно это на­правление — одно из приоритетных.

ВЫВОДЫ

Говоря о самом главном результате, мы не случайно подчеркнули, что испытан­ные препараты вымывают из смазочной системы лишь часть отложений. Сколько их всего образуется за время работы двигате­ля, зависит, как уже было сказано, от каче­ства масла и своевременности его замены. Наиболее инициативные автовладельцы могут при желании комбинировать промы­вочные препараты — например, добавить в старое масло „пятиминутку“ с сильным мо­ющим действием, промыть ею двигатель, затем все это слить и залить промывочное масло, способное в наибольшей мере „вы­носить“ загрязнения (см. табл.). В конце концов, ничто не мешает добавлять „экс­пресс-промывку“ и в промывочное масло. Все это непременно увеличит желаемый эффект. Но при этом полезно помнить то, что хорошо знают домохозяйки: результат стирки грязного белья зависит не только от свойств стирального порошка, но и от того, насколько вещи были испачканы.

Редакция благодарит 25-й ГОСНИИ МО РФ за помощь в подготовке материала,

Результаты тестирования промывочных жидкостей

Наименование

Производитель

Кинем. вязкость, мм2

Щелочное число, мг КОН/г

Эффективность растворения отложений, отн. ед.

Стабильность раствора, отн. ед.

1 Spectral Motor Cleaner Промывочная жидкость

„Спектр Авто“, Россия

V4o=31,5

0,03

20

90

2 „Аспект-Модификатор“. Очиститель масляной системы»

АО «Амтек», Россия совместно с Neste Alfa OY, Финляндия

V4o=33.5

88,7

40*

40*

3 Motor Flush

Jetgo Auto Products Inc., США

VjB.1,9

0,5

34

71

4 Engine Flush

STP, США

V^O

8,4

38

78

5 5 minute Motor Flush

K&W, США

Va-10,2

2,6

25

28

6 Super Cleaning Engine Flush

Valvoline, Голландия

VaH.6

0,8

10

27

7 Oil system cleaning and conditioner

Wynn's, Бельгия

V^O

18

48

* Для 100% промывочного препарата. Примечание. V40 и V20 — вязкости, определенныe при 40 и 20°С соответственно.

РЕЗЮМЕ

В СПИСКЕ мероприятий, необходи­мых для поддержания двигателя в чистоте, на первое место, пожалуй, следует поставить своевременность замены масла, на второе — качество применяемых масел, на третье — про­мывку двигателя при смене масла и только на четвертое — каким препара­том промывать.