Про октановое число

Как определяется октановое число бензина и почему у разных его сортов разные буквенные индексы: А-76, АИ-93?

Октановое число (ОЧ) — одна из ос­новных характеристик бензина, опреде­ляющая его способность к нормальному (без детонации) сгоранию в двигателях с высокой степенью сжатия. Чем выше степень сжатия, тем выше термический КПД двигателя, поэтому современные моторы мощнее и экономичнее, чем их предшественники с таким же рабо­чим объемом. Склонность к детонации зависит, однако, не только от степени сжатия, но и от параметров рабочего процесса, определяемых формой камеры сгорания и другими особенностями кон­струкции. Поэтому двигатели, работающие на одном и том же бензине, могут иметь разную степень сжатия.

Поскольку любой сорт бензина пред­ставляет собой сложную смесь углево­дородов, нельзя говорить о химической формуле каждого. Два сорта с одним и тем же ОЧ могут различаться хими­ческим составом. ОЧ — условная величи­на, показывающая, что данный сорт бен­зина, например А-76, эквивалентен по детонационной стойкости смеси из 76 % изооктана (его стойкость принята за 100 единиц) и 24 % нормального гепта­на (стойкость 0 единиц). Эти цифры не абсолютны, поэтому может существовать топливо с ОЧ более 100.

Октановое число бензина определяют на специальных эталонных установках (на­пример, УИТ-65). Это одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжа­тия. Меняя ее величину, определяют границу начала детонации для испытуе­мого топлива на различных режимах, имитирующих работу двигателя в авто­мобиле. Затем приготовляют эталонную смесь из изооктана и гептана и, меняя их соотношение, добиваются начала де­тонации в тех же условиях. Количество изооктана в процентном выражении рав­но ОЧ испытуемого бензина.

В нашей стране стандартизованы два метода определения ОЧ — моторный и исследовательский. Соответственно ОЧ называют моторным (ОЧМ) и исследо­вательским (ОЧИ). Методы различаются в основном режимами работы двигате­ля при испытаниях. ОЧИ больше ОЧМ на 6—10 единиц для одного и того же бензина. В обозначении марки бензина перед ОЧ есть буквы А (для ОЧМ) или АИ (для ОЧИ).

Для бензина А-76 ОЧМ равно 76, а ОЧИ — примерно 80; для АИ-93 ОЧМ — примерно 85—86,5, а ОЧИ — примерно 93—93,7. Таким образом, разница в ОЧ у этих бензинов меньше арифметиче­ской разности: 93—76=17.

Реальное, так называемое дорожное октановое число (ДОЧ) каждой марки бензина для конкретной модели дви­гателя (определяется при проведении дорожных испытаний топлива на автомо­биле) зависит от фракционного состава бензина, наличия в нем антидетонато­ров (чаще всего тетраэтилсвинца), пара­метров двигателя. ДОЧ может быть мень­ше ОЧИ на 1,4—9,5 единицы, причем для этилированного бензина разница больше.

Отсюда следуют, кстати, практические выводы о пользе применения присадок, повышающих ОЧ (например. Octane Bo-osier фирмы «Wynn's», увеличивающей ОЧ на 3—4 единицы). Она может «сде­лать» из бензина АИ-92 бензин АИ-95 (необходимый для большинства импорт­ных автомобилей), улучшить работу дви­гателя при низком качестве того сорта топлива, который рекомендован для конкретного автомобиля, и уменьшить риск повреждения двигателя, если при­шлось использовать бензин более низ­кого сорта. В этом случае для надеж­ности желательно и выставить зажига­ние «попозже».