Приспособление для притирки клапанов дрелью

Любому двигателю после определенного пробега может понадобиться притирка клапанов.

Бывает, мо­тор — даже не очень долго! — работал с «зажатыми» клапана­ми, и раскаленные газы, прорываясь в зазоры, оставляли на фасках и седлах за­метные язвы, вполне объясняющие, поче­му упали компрессия и мощность. Кстати, в «запущенных» случаях, при глубоких по­вреждениях, притирка практически бес­полезна, ибо она их не устранит. Придет­ся ремонтировать клапаны и седла всерь­ез. С клапанами проще — их легко заме­нить. Седла же потребуют обработки -например, фрезами.

Отдалить появление подобных дефе­ктов можно притиркой клапанов при любом демонтаже головки блока, независимо от его целей. Особенно полезно это в тех случаях, когда владелец мотора слишком много от него требует: напряженная гонка при уже недостаточной плотности приле­гания клапанов к седлам может вызвать такой нагрев, когда клапаны, еще больше удлинившись, вообще перестают по-на­стоящему касаться седел. И хотя процесс сгорания в цилиндрах ухудшается, а мощ­ность падает, это не спасает тарелку кла­пана от дальнейшего, уже катастрофиче­ского перегрева. Особенно вредит он вы­пускному клапану, охлаждающемуся, в ос­новном, за счет контакта с седлом.

Омываемая раскаленными газами (2250—2500°С), его тарелка теряет проч­ность — и теперь уже так хорошо «прихло­пывается» к седлу, что на ней появляются трещины, в которые тоже устремляются раскаленные газы. Трещины расширяют­ся (см. фото), компрессия резко падает -и цилиндр перестает работать. Иногда от клапана даже отламываются куски, что чревато еще более серьезными повреж­дениями двигателя.

Плотность прилегания клапана к сед­лу определяется макро- и микрогеометри­ей контактирующих поверхностей, а также давлением в пятне контакта. Последнее зависит от усилия пружин, ширины фаски и гарантированной посадки клапана на сед­ло, то есть наличия зазора в приводе.

При изготовлении моторов на заво­дах и ремонте в мастерских, где есть специальное оборудование (весьма дорогостоящее), в притирке обычно нет не­обходимости. Клапаны и их седла обра­батываются с такой точностью, которая вполне обеспечивает требуемую геомет­рию. Но при ручной обработке седел, клапанов (в мелких мастерских — раз­личными фрезами, резцовыми головка­ми, шлифовальными машинками) без притирки не обойтись. Именно она ока­зывается финишной операцией, придаю­щей герметичность паре «клапан-седло»

Чаще всего притирают клапаны вручную (см. ЗР, 1996, № 8). Минус этой технологии — тяжело и долго. Мы в на­шем техническом центре притираем клапаны специальным устройством с электроприводом (рис. 1, 2).

Вал ведущего звена 1 (см. схему на рис. 1) получает вращение от электродре­ли, при этом штифт ведущего звена пере­мещается в большом пазу звена 2, вызывая его качание относительно оси Б. В ма­лый паз звена 2 входит штифт звена 3 -ведомого. В результате этого при размахе колебаний 40° звена 2 ведомое звено 3 ка­чается на суммарный угол около 80°. Кон­струкция устройства показана на рис. 2.

С тарелкой клапана устройство со­единяем присоской. Можно воспользо­ваться теми, что продаются в комплекте со стержнем для ручной притирки (рис. 3). Правда, при этом придется под­корректировать диаметр ведомого ва­ла 8 на рис. 2.

Собственно притирка выполняется так. Одной рукой мастер держит элект­родрель, другой — устройство за его кор­пус. Поворачивая корпус устройства во­круг оси, мастер добивается равномерной притирки по окружности клапана. Дополнительно прижимать клапан к сед­лу не нужно, для этого достаточно веса дрели с устройством.

Как долго длится притирка? При нормальном исходном состоянии клапа­на и седла (если правильно выполнена их обработка перед притиркой) доводка контактирующих поверхностей нашим устройством обычно занимает около по­луминуты. В некоторых случаях несколь­ко дольше, но не больше двух минут. Ес­ли дефекты седла и клапана таковы, что для их устранения и этого времени недо­статочно, то предварительную обработку деталей (фрезой и т. п.) нужно повто­рить, иначе есть риск «завалить» фаски и сделать их слишком широкими, что сни­зит давление по площади контакта. Пос­ледствия не заставят себя ждать — о них вы только что прочитали.

dhdhudhndhnydhdhndh

Рис. 1. Схема уст­ройства для при­тирки клапанов: 1 -ведущее звено; 2 -качающееся; 3 -ведомое; А ось устройства; Б- ось качания звена 2.

dhdhudhndhnydhdhndh1

Рис. 2. Устройство для притирки клапанов: 1-ве­дущий вал; 2, 10 — крышки; 3 — винт-пробка; 4-ось; 5- качающееся звено; 6 — корпус; 7 — втул­ка; 8-ведомый вал; 9-присоска; 11-рычаг; 12,14 — штифты; 13 — ведущий диск.

dhdhudhndhnydhdhndh2

Рис. 3. Различные присосы в нашего арсе­нала. Для тех, кто захочет их изготовить са­мостоятельно, приводим размеры.

dhdhudhndhnydhdhndh3