Приспособление для изготовления прокладок

Прокладки к крышкам агрегатов, к фланцам трубопроводов, полуосям автомобилей и для других целей — деталь сама по себе простая, пожа­луй, самая распространенная и не­обходимая при обслуживании и ре­монте. Особенно много картонных прокладок требуется при проведении технических обслуживании автомоби­лей. По предложению автора этих строк, разработано и применяется приспособление, при помощи которого один человек за рабочий день изго­тавливает прокладки по типовым раз­мерам на 150—220 автомобилей.

Приспособление (рис. 1) состоит из основания, выполненного из восьмислойной фанеры или твердого дерева размером 480 X 420 мм; стой­ки, к которой приварена или на­винчена направляющая втулка; по­движной рейки, на одном конце которой приварен или изготовлен как одно целое с ней держатель диа­метром 38 мм, предназначенный для крепления ножа. По всей длине подвижной рейки выполнена лыска для фиксации ее стопорным винтом. Подвижная рейка вращается вме­сте с центром.

Пользуются приспособлением так. По линейке или размерам, нанесен­ным ранее на основание, устанав­ливают рейкой нож на требуемый радиус прокладки, поднимают центр, сжимая прижимную пружину, кла­дут картон на основание, опуска­ют центр и, вращая ручку, выре­зают необходимую прокладку. Сна­чала вырезают прокладки наибольшего диаметра, такие чтобы внутрен­ний диаметр первой прокладки был больше или равен внешнему диамет­ру последующей прокладки (для дру­гого агрегата).

Держатель ножа подвижной рейки (рис. 2) сделан так, что в нем мож­но крепить нож, изготовленный из выбракованного ножовочного полот­на, его вставляют в паз под углом 110—120° в сторону вращения. Для лучшей фиксации ножа служит ре­зиновая уплотнительная прокладка размером 30 X 14 X 1,0 мм. При за­тягивании держателя ножа винтами она надежно фиксирует его от пере­мещения в осевом и продольном на­правлениях.

Отверстие в центре для перемеще­ния и фиксации подвижной рейки не­обходимо выполнить так, чтобы при сохранении жесткой связи рейки с центром в горизонтальной плоскости оно позволяло наклоняться держате­лю с ножом на 5—7°, чтобы нож рав­номерно резал прокладку по всей окружности и при значительных по­грешностях изготовления деталей и сборки приспособления.

clip_image002

Рис. 1. Общий вид приспособления

clip_image004

Рис. 2. Детали приспособления

clip_image006

Рис. 3. Универсальный пробойник

В приспособлении можно приме­нять дисковый нож или режущие ро­лики. Однако они должны быть боль­ше диаметра держателя не менее чем на 4 мм.

Если в держатель зажать резец, из­готовленный из полотна ножовки, то приспособление пригодно для резки органического стекла, полистирола и другой любой пластмассы, а также мягкого листового металла, напри­мер, свинца.

При закреплении в держателе ал­маза на приспособлении можно вы­резать круги из стекла, а при ослаб­ленном винте 7 — фигурные проклад­ки по шаблонам (например, для во­дяного насоса) в пределах размеров подвижной рейки. В случае если размер рейки недостаточен, ее удли­няют при помощи дополнительных звеньев.

Производительность приспособле­ния при изготовлении прокладок рез­ко возрастет, если на свободном кон­це центра 4 применить пневма­тическую или электрическую дрель.

Для изготовления отверстий в про­кладках, применяемых для полуосей автомобилей, удобно воспользоваться универсальным пробойником (рис. 3). Он представляет собой оправку, в которую впрессован стальной шарик от подшипника. Матрицей служит фланец полуоси, на плоскость кото­рого накладывается прокладка и вы­рубаются отверстия.

Приспособление без особого труда может быть изготовлено в любой мастерской.