Присадки, смазки

Те, для кого автомобиль не просто «тачка», кто заботится о его ис­правной работе, наверняка не прошли мимо предлагаемых ныне суперпроникающих смазок. Само со­бой, этим чудо-препаратам доверяют не все, но вот насколько правы скепти­ки? Что на самом деле могут «супер­проникающие»?

С долей условности их ассортимент можно представить в виде трех групп.

В первой — составы, которые берутся разъединить приржавевшие или при­кипевшие детали. Их высокий прони­кающий эффект почти всегда обеспечи­вают «легкие» нефтепродукты, а размягчают наслоения окислов ингибито­ры коррозии и масла. В результате разо­брать соединение можно без механиче­ских повреждений. Наша же отечест­венная «Автофомка» основана на вод­ной эмульсии — проникающий эффект здесь от поверхностно-активного вещества.

Препараты второй группы, кроме указанных выше свойств, обладают еще и способностью вытеснять воду из соединений и с поверхностей, что особен­но важно при очистке электрических контактов и высоковольтных проводов от влаги. Уменьшается риск утечки тока и, как следствие, заметно легче пуск двигателя при высокой влажности воз­духа, меньше проблем, когда на элект­ропроводку попадает вода.

К третьей группе отнесем составы, которые, в дополнение к сказанному, обеспечивают повышенный смазываю­щий (противозадирный) эффект. В них добавляют препараты на основе ди­сульфида молибдена, фторопласта, си­ликона. Назначение вполне очевидное — защита трущихся деталей.

Конечно, применять все эти препа­раты можно и в целях профилактики, не дожидаясь, когда гром грянет.

Есть в продаже и составы более узко­го назначения, с ярко выраженными специальными свойствами. Например, для электрических соединений и про­водов системы зажигания это препа­раты с повышенным эффектом вытес­нения влаги — они почти мгно­венно удаляют ее из микроповреждении и тут же создают защитную пленку предотвращающую утечку тока. Систе­ма зажигания работает эффективнее нагрузка на аккумулятор меньше — слу­жит он дольше.

Назовем и вовсе специфический препарат — так называемый «натяжитель» ремня. Последний уменьшает возможность проскальзыва­ния клинового ремня при больших на­грузках, а значит, избавляет не только от неприятного визга, но и от прежде­временного износа ремня и шкивов Мало того, позволяет не лезть в гряз­ный моторный отсек с ключами, когда разбушуется непогода. (Некоторые производители таких препаратов ут­верждают, что срок службы привода увеличивается чуть ли не вдвое.) Прав­да, баллончиком орудовать не везде удобно — лучше было бы подавать пре­парат через трубочку, более адресно.

Мало-мальски опытный автомоби­лист знает, сколь коварна вода в бензо­баке. Даже летом она создает сложно­сти — от перебоев в работе двигателя до разрушения электрического бензонасоса и полного отказа мотора. В холодную пору добавляется еще одна беда: вода закупоривает магистрали ледяными пробками, а порой и рвет металличе­ские трубки. Чтобы противостоять все­му этому, применяют антифризы-осу­шители, которые призваны «связать воду», после чего она, даже попав в ма­гистрали, должна остаться жидкой. Иногда, правда, можно услышать, что подобный «спиртовой раствор», оказав­шись ненароком в цилиндрах, сгорит, благо, хорошо смешивается с бензи­ном. Что ж, проверим.

Купили два препарата — российский от фирмы BBF и американский STEP UP. Каждый флакон рассчитан на 40-60 л бензина. Смешали их в реко­мендованной пропорции, добавили не­много воды — примерно 50 мл на 40 л бензина... и ожидаемого «связывания» (с растворением полученного продукта в топливе) так и не обнаружили. Полу­чившийся более плотный раствор бла­гополучно разместился внизу емкости, но сохранил полный суверенитет! Не помогло и увеличение концентрации осушителей вдвое. Так что их название вряд ли отвечает истинным возможно­стям. Все же полученный коктейль, хотя и не растворенный в бензине, на 18-градусном морозе не замерзал, зна­чит, по крайней мере ледяные пробки исключены.

Представим, что с подачей бензина (в карбюратор или к форсункам) у вас все в порядке. Но все ли проблемы пи­тания при этом закрыты? Отнюдь нет... У нас, скажем, не принято обращать внимание на то, летний бензин в баке или зимний. Порой не знают об этом и на АЗС. Горячему мотору, действи­тельно, «все равно». А вот зимний пуск холодного может и не состояться: испа­рение «летнего» бензина в мороз сла­бое, рабочая смесь в цилиндрах очень бедная — искрой не зажжешь. Покрутим подольше? Если свечи уже намокли, то теперь и хилой искры нет...

Ситуация прискорбная. Что же де­лать? Об этом позаботились — создано немало аэрозольных препаратов, спо­собных облегчить холодный пуск. Об­щее название — почти как девиз: «быст­рый старт». Препараты содержат про­пан, эфиры, некоторые другие легко­воспламеняющиеся компоненты. Остается только «пшикнуть» в по­лость воздушного фильтра, и двигатель можно пустить легко. (Исключение -«залитые» при неграмотных попытках пуска свечи.)

В связи с этим еще об одном, к пре­паратам отношения не имеющем. На впрысковых двигателях добраться к фильтру сложнее. Некоторые в пред­дверии холодов заранее делают в кор­пусе или крышке отверстие, которое при работе мотора закрывают пробкой. Например, колпачком от штуцера про­качки тормозов.

ПРЕПАРАТЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВТОМОБИЛЕЙ

Название препарата, поставщик, страна-производитель

Расфа­совка

Цена, руб.

• Проникающие смазки

Super Degrippant, Elf, Франция

250мл

75

Super Penetrant, Permatex, США

340 г

110

«Автофомка», «Технобазис», Россия

100мл

54

• Проникающие смазки + эффект влаговытеснения

WD-40, Англия

300мл

100

Z lube, Cyclo, США

414мл

120

• Проникающие смазки + эффект влаговытеснения + противозадирные компоненты

Rust Blaster с фторопластом, HiGear, США

312г

110

МС-60 с молибденом, NOVA, Россия

400мл

105

• Влаговытеснение с электроагрегатов

Wire Dryer, GUNK, США

170 г

47

Ignition & Wire Dryer, Permatex, США

170 г

84

Wet ignition start, HYCOTE, Англия

300мл

100

• Натяжители ремней

Belt Dressing, Hi-Gear, США

198г

90

Belt Dressing, Permatex, США

454 г

95

• «Осушители» бензина

Осушитель на 40-60 л бензина, STEP UP, США

355мл

70

Удалитель влаги на 40-60 л бензина, BBF, Россия

325мл

40

• Быстрый пуск двигателя

Start fix, UQUI MOLY, Германия

200мл

150

Start Up пропан, эфир, Hi-Gear, США

286 г

100

«Быстрый старт», дизтиловый эфир, Kerry, Россия

335мл

50