Присадки для ДВС

опыт использования препаратов для двигателя и отношение к этой проблеме в целом.

За последние годы наш рынок автомо­бильной химии наполнился огромным ко­личеством продуктов самого разного (а по­рой и не совсем понятного) назначения. Даже покупатель, способный расшифровы­вать иностранные надписи на бутылочках, не всегда в состоянии в этом море товаров ориентироваться.

Наибольшей таинственностью среди всех этих препаратов окутаны, пожалуй, присадки к моторному маслу. «Достаточно залить в мотор баночку, и Вы его не узнае­те» — гласит реклама многих производите­лей и продавцов. Специалисты же отно­сятся к таким снадобьям с большой осто­рожностью. Но, может быть, и те и другие преследуют какие-то свои интересы и не­много лукавят?

Развитые страны Европы и Америки тоже переживали аналогичное нашествие баночек и пузырьков. У них было время испытать и оценить их эффективность, от­делить полезные от вредных. А для нас есть резон воспользоваться их опытом и не повторять чужих ошибок.

Все моторные препараты можно раз­делить на несколько групп.

К первой отне­су те, что предназначены для очистки дви­гателя от отложений (engine flush); сюда я включил и восстанавливающие работоспо­собность резиновых прокладок и сальни­ков (oil stop leak). Они применяются эпизо­дически, не оставляют следов и относи­тельно безвредны, если строго следовать инструкциям. И те и другие на американ­ском рынке есть, но пользуются ограни­ченным спросом.

Большинство принявших участие в обсуждении отметили, что необходимость очистки масляной системы возникает в результате применения несоответствую­щих масел или нарушения рекомендуемых сроков замены их. Для промывки масля­ной системы редко пользуются специаль­ным маслом. Интересно также отметить, что «синтетика» там отнюдь не вытеснила минеральное масло — более низкая цена последнего оправдывает его использова­ние в умеренно форсированных амери­канских моторах.

Что касается препаратов для устране­ния течей масла, то их используют не так часто, как наши владельцы иномарок. Ви­димо, замена сальника или прокладки в американском автосервисе не столь болез­ненна для кошелька и нервной системы.

Вторая группа продуктов — те, что должны улучшать смазывающие свойства моторного масла, например, увеличивать вязкость при высоких температурах. Здесь все, с кем мне удалось побеседовать, схо­дятся во мнении: современному маслу та­кие добавки могут только навредить, разбалансировав тот комплекс присадок, ко­торый в масле уже есть. От того бума, что в свое время произвела присадка STP Oil Treatment, не осталось и следа.

Сказанное не относится к препарату Slick 50, который пока не собирается ухо­дить с рынка. Он принадлежит к группе мо­дификаторов трения: никак не изменяя свойства масла, он влияет на металличе­ские поверхности трения. Slick 50 представ­ляет собой взвешенный в масле мельчай­ший (до 0,5 мкм) тефлоновый порошок, способный свободно проходить через поры масляного фильтра. Частицы тефлона осе­дают на поверхностях трения, образуя тон­кую, но очень прочную и скользкую пленку, которая должна исключить сухое трение металлов в условиях, когда слой масла ме­жду ними отсутствует. Тефлон химически нейтрален и не может разбалансировать композицию присадок в масле. Отношение специалистов к этому препарату неодно­значное — одни уверены в его эффективно­сти, другие опасаются возможных отрица­тельных последствий через какое-то время. Так или иначе, но тефлоновые добавки к маслу заслуживают, на мой взгляд, отдель­ного серьезного разговора. Баночка Slick 50, рассчитанная на 80 тысяч км пробега, стоит около двадцати долларов, так что есть повод задуматься. Американские авто­механики редко используют Slick 50 не от­того, что боятся возможных отрицательных последствий, — они просто не видят необхо­димости тратить на него деньги клиентов.

Наконец, четвертая группа — «реметаллизанты». Область их применения — изно­шенные двигатели. Они должны восстанавливать металлические поверхности до первоначальных размеров.

Большинство автомехаников не доверяют им. Те же, кто пробовал исполь­зовать, отмечают, что в большинстве слу­чаев работа двигателя заметно улучшает­ся, снижается расход масла. Но продолжа­ется это недолго — через несколько тысяч миль карета, как в известной сказке, снова превращается в тыкву. Можно заливать препарат снова и снова, пока мотор не от­кажется работать окончательно из-за сильного загрязнения отложениями. Поэтому в случаях, когда хочется повременить с переборкой изношенного мотора, некото­рые механики рекомендуют вместо таких присадок просто вовремя переходить на масла с более высокой вязкостью.

Какие же выводы можно из всего этого сделать? Добавки не способны сделать двигатель вашей машины вечным. Ничто не действует эффективнее, чем использо­вание «своего», рекомендованного инструк­цией масла и соблюдения сроков его заме­ны. В этом профессионалы американского автосервиса сходятся во мнении с опытны­ми российскими автолюбителями. «Синте­тика» же при ее дороговизне провоцирует ездить на ней подольше, а это не компен­сируется ее лучшими противоизносными свойствами, слабо проявляющимися в моторах наших машин конструкции тридцати­летней давности.