Присадки для дизельного мотора

Когда мы чувствуем недо­могание или хворь, доктор прописывает таблетки и микстуры. Иногда они даже помогают. Двигатель авто­мобиля тоже может хворать; для его лечения тоже существуют специальные микстуры и они тоже могут помочь. Расскажем о том, какие бывают лекарства для печения дизелей.

Все выпускаемые препараты по способу их попадания в двигатель можно подразделить на две группы: добавки к маслу добавки к топливу. У импортных препаратов, а их на прилавках ныне больше, чем отечественных, в названии соответственно присутствует слово «масло» (oil) или слово «топливо» (fuel). Начнем с первой группы — с добавок к маслам. Их опять-таки делят на две группы: присадки, заливаемые «надолго», и присадки, заливаемые на пять-десять минут. Пятиминутки — это, как правило, средства для очистки от различных отложений, вводимые на несколько минут перед заменой масла. Препараты длительного действия — это чаще всего комплекс присадок: повышающие ин­декс вязкости, уменьшающие износ, предотвращающие разложение масла при высоких температурах, препятствующие обра­зованию отложений и т.д. Часть этих присадок входила в состав моторного масла, залитого когда-то в ваш двигатель, но по мере эксплуатации присадки вырабатыва­ются (это называется старением масла) и их количество необходимо пополнять. Для того, чтобы при работе на масле, отработавшем часть ресурса, обеспечить ему высокий уровень эксплуатационных свойств, и предназначены подобные добавки.

К великому сожалению, неточность перевода с английского привела к тому, что обе подгруппы присадок (длительного действия и пятиминутки) очень часто несут одинаковое русскоязычное название: «очи­ститель масляной системы». В английском варианте названия отличаются: очистители-пятиминутки называются "oil system :ieaner", а добавки длительного действия именуются "oil treatment«, что было бы бопее точно перевести по смыслу как „сред­ство для обработки масла“. Еще точнее окрестить эти препараты просто „присадка к маслу“. В наши руки попала такая присадка к маслу для дизелей (diesel oil treatment), предназначенная для двигателей мощных грузовиков („Катерпиллер“, „Камминс“.»Макк", «Вольво» и др.).

Она представляет собой комбинированную присадку, увеличи­вающую индекс вязкости и содержащую до­бавки, уменьшающие износ. Увеличение индекса вязкости — не что иное, как сниже­ние зависимости вязкости масла от темпе­ратуры. Это может снизить расход масла и улучшить пусковые свойства. Присадка ре­комендуется к применению в экстремаль­ных условиях: при повышенных нагрузках на двигатель, при работе в условиях горно­го рельефа и т.д. Ее разовая доза при за­ливке составляет 5% от количества масла в системе.

Пора познакомиться с присадками к то­пливу. Их опять разделим пополам: к пер­вой половине отнесем добавки разового или периодического применения, ко второй — добавки для систематического использо­вания в качестве присадки к топливу. Средства первой группы представляют со­бой, как правило, очистители топливной си­стемы, что для дизелей весьма актуально. Пример такой присадки — «Аспект-модифи­катор — очиститель топливной системы ди­зелей». Его назначение — предотвращать засорение топливных фильтров и возник­новение отложений в топливной системе. Однако не менее интересны и другие очи­стители с более скромным названием: в си­лу того, что одна из «вечных» проблем для дизелей — закоксовывание форсунок, весь­ма полезен очиститель форсунок дизелей (diesel fuel injector cleaner), в обязанности которого, как следует из названия, входит очистка форсунок и тем самым — восстано­вление их нормальной работоспособности. Надо ли говорить, что отклонения от нор­мальной работы форсунок приводят и к снижению мощности, и к ухудшению прие­мистости, и к снижению экономичности, и к увеличению дымности дизеля. Именно поэ­тому на этикетках средств для очистки форсунок часто пишут, что они уменьшают дымность двигателя, улучшают его эконо­мичность и могут даже поднять мощность, хотя точнее было бы писать о восстановле­нии прежних качеств, которые дизелем по­степенно утрачены. На той же этикетке указывается и реко­мендуемая периодичность ис­пользования присадки (напри­мер. 5 тыс. км), и количество добавляемого препарата (на­пример, один флакон на 600 ли­тров топлива).

Среди добавок, предназна­ченных для постоянного ис­пользования, начнем с тех, что особенно важны зимой. Это в первую очередь антигель для дизелей (diesel antigel). Под словом «гель» здесь подразуме­вается состояние повышенной вязкости топлива при низких температурах, ассоциируемое с желе (гелем). Соответственно, «антигель» - средство, препятствующее та­кому загущению. На антигель возложены две задачи: не давать замерзнуть солярке в топливопроводе и бороться с закупорива­нием фильтров. Помимо этого, подобные препараты позволяют «рассеивать» воду, а точнее, влагу, которая может оказаться в топливе. Это крайне важно для топливной аппаратуры дизеля, которая боится воды. Иногда «зимние» присадки имеют более длинное название - например, дизельный антигель с кондиционером (diesel antigel & conditioner). Насколько нам удалось разо­браться, под словом кондиционер здесь подразумевается способность «очищать то­пливную систему и фильтры круглый год». По-видимому, это тот же антигель, но с бо­лее «красивым» названием.

Напоследок мы оставили универсаль­ные присадки к дизтопливу с самым широ­ким спектром заявленных возможностей. Они могут иметь скромное название типа «присадка к дизельному топливу» (diesel fuel treatment) и обладать при этом целым пе­речнем свойств: поддерживать в чистоте форсунки, препятствовать превращению топлива в «гель» при низких температурах, уменьшать дымность, улучшать пуск в хо­лодную погоду, помогать сепарации воды и делать что-нибудь еще. Чтобы привлечь по­купателя, некоторые из этих свойств ино­гда выносят в название, например: «при­садка к дизельному топливу и очиститель форсунок с антигелем» (diesel fuel treatment & injector cleaner with antigel).

Завершая обзор «лекарственных» пре­паратов для дизелей, отметим, что ассорти­мент предлагаемой продукции достаточно велик и, выбирая для своего мотора ту или иную присадку, желательно ориентировать­ся не только на ее название, но и внима­тельно изучить, что написано на флаконе.