ПОЛЬЗУЕМСЯ ОПРАВКАМИ И СЪЕМНИКАМИ

КУВАЛДОЙ ИНОГДА БЫСТРЕЕ, НО ВСЕГДА ДОРОЖЕ

Многие «мастера» хвастают, что всю жизнь обходятся без съемников и клиенты довольны — «никто обратно не приезжал». И правда, если поршневой палец выходит от ударов кувалды, а подшипник прекрасно устанавливается молотком — может, слож­ные приспособления нужны только «чайни­кам»?От таких «специалистов» лучше дер­жаться подальше. Ведь внешне незаметные нарушения в структуре металла, а тем бо­лее, видимые забоины подчас сокращают срок службы не только замененной детали, но и всего узла. Посадка детали будет сла­бее расчетной, да и нагрузки распределятся неравномерно. Сколько раз запрессован­ный молотком поршневой палец вылезал из поршня! Иногда повреждения оказыва­лись такими, что приходилось менять дви­гатель целиком.

На первый взгляд, удары по поворотно­му кулаку или рулевым рычагам для выпрессовки пальцев шаровых шарниров вполне безобидны. Но если легкими удара­ми дело не ограничивается и приходится лупить по железякам изо всей силы, даже опытный и трезвый мастер нет-нет да и «приложит» резиновый чехол шарнира. А когда из-за порванного так пыльника за­гублен сам шарнир, этот прием можно применять смело — все равно наконечник выбрасывать.

Другая опасность «ударных» методов -перекос деталей. Он почти запланирован, если у них не сняты фаски и есть острые кромки. Убедиться в этом лучше самому, проведя по ним ногтем. Однажды нам попалась крестовина, у которой на двух подшип­никах из четырех были фаски, гарантиро­ванно снимающие стружку с посадочного места причем на двух дру­гих фаска была правильная. Узел удалось собрать, лишь притупив острые кромки на точильном камне.

На отечественных сальниках с необрезиненной обоймой заводскую фаску тоже же­лательно слегка сгладить бархатным надфи­лем, тогда и перекосов при запрессовке из­бежать проще. Тут применять молоток не возбраняется, но понадобятся оправки. О них — ниже.

dhdhudhndhnydhdhndh210

ТОЧКА ОПОРЫ

От того, как опирается на деталь съемник или оправка, во многом зависит успех рабо­ты. Многие из них снабжены проточками и выступами, чтобы задать детали правиль­ное положение. Незафиксиро­ванный съемник может в лучшем случае со­рваться, в худшем — еще и испортит деталь. Иногда приходится изготавливать специаль­ные насадки для универсальных съемников, чтобы те могли работать с небольшими де­талями. Если усилие небольшое, для цент­ровки (и частичной опоры) можно навернуть на резьбовую часть гайку (рис. 3). Если де­таль с отверстием, вкручиваем в него болт с выемкой на головке (рис. 4).

При выпрессовке колец подшипников лапки съемника приходится располагать на самом краю. Чтобы они не соскользнули, их поверхность должна быть параллельна тор­цу кольца или чуть наклонена, как крючок (рис. 2а), но ни в коем случае не в обратную сторону (рис. 2б). Подгибать лапки молот­ком не стоит, лучше исправить их «болгар­кой» или точилом. Если же они снова разогнулись, этот съемник для ответственных ра­бот непригоден. Хорошие приспособления имеют конус-фиксатор лапок для выпрессовки колец подшипника (фото 3) и обжим­ную обойму для захвата деталей снаружи (фото 4). Есть и другие конструкции для фи­ксации лапок.

Иногда, проявив немного смекалки, удает­ся обойтись и без хитрых съемников. Так, пе­редний подшипник первичного вала коробки передач «Жигулей» можно выпрессовать из коленчатого вала, набив полость за ним кон­систентной смазкой, а затем, плотно вставив в отверстие стержень, ударить по нему мо­лотком. Правда, будьте готовы к тому, что часть смазки брызнет из отверстия.

Для снятия и установки подшипников и многих других деталей на демонтированном узле удобно использовать винтовой или гид­равлический пресс. Подойдет и мощный гидравлический домкрат. Необходимую ос­настку изготовить несложно (фото 5). А вот тиски (за исключением мощных, специаль­ных), хоть и кажутся вполне подходящим инструментом для запрессовки, часто для нее не годятся: профиль их винта не рассчи­тан на эту работу, долго он не прослужит. К тому же параллельность губок может ока­заться весьма условной.

При запрессовке подшипников усилие не должно передаваться через шарики и ролики. Оправку опирают на запрессовыва­емое кольцо (как правило, внешнее). Если усилие направлено не по оси подшипника, кольца перекашиваются, разбивая посадоч­ное место, поэтому пресс предпочтительнее молотка.

Извлечь необрезиненный сальник не все­гда просто. Легче, когда вынут вал — тогда к нему можно подобраться щипцами. Хит­рые крючки бесполезны — разгибаются. Приходится, уродуя обойму, но не касаясь вала и посадочного места, расшатывать сальник. Намного проще с обрезиненными — они легко извлекаются крючком или тон­кой отверткой. Основной принцип тот же -не повредить вал.

Запрессовывать необрезиненный сальник тоже намного сложнее. Если на его посадоч­ной поверхности есть хоть небольшие цара­пины, придется использовать герметик. Оп­равка должна опираться на обойму, причем ближе к внешней стороне. Многие использу­ют старый сальник как насадку — приемле­мый вариант. С обрезиненным проще — он входит в отверстие от руки, остается лишь допрессовать его легкими ударами молотка. В качестве оправки здесь подойдет и торце­вая головка подходящего размера из набора инструмента.

Не забудем перед установкой смазать вал и кромку сальника той жидкостью или смазкой, с которой он будет контактировать при работе. А если на валу есть проточки или шлицы, кромку сальника обязательно защитим. Если нет фирменной направляю­щей (как, например, во многих комплектах маслоотражательных колпачков), обернем вал полоской пластика от бутылки, предва­рительно притупив надфилем или шкуркой ее срез.

ЗНАЙ МЕРУ!

Съемники и прессы развивают огромные усилия. Например, изображенный на фото 2 может распирать пальцы шарниров с силой в десятки тонн. Поэтому не стоит надевать на винт съемника огромный вороток — могут не выдержать детали. Особое внимание при за­прессовке: если усилие резко возросло, а до упора еще далеко — разбирайте узел, воз­можно, деталь пошла с перекосом. Лучше всего вращать винт большим воротом с руч­кой, не останавливаясь. Как известно из школьного курса физики, сила трения покоя больше, чем движения. Поэтому так легче работать и проще контролировать процесс.

dhdhudhndhnydhdhndh211 Рис. 4. Чтобы опереть съемник на стержень с резьбовым отверстием, вкручиваем в него болт, предварительно слегка засверлив его головку.

Чтобы убедиться, что подшипник запрессо­ван до упора, опытному мастеру достаточно легкого удара молотком: если звук резкий, звонкий — все в порядке. Посадку сальника видно по наружной кромке: как правило, она должна быть заподлицо с поверхностью дета­ли. Но иногда сальник намеренно недопрессовывают на 1-2 мм, чтобы его кромка рабо­тала по неизношенной части вала. Чтобы га­рантировать его параллельность упорной по­верхности, используют кольца-проставки.

Наконец, не забудем, что не все подшипни­ки устанавливают с натягом. Если кажется, что посадка слишком свободная, не торопитесь «усилить» ее, прежде замерьте детали и сверьтесь со справочником. Вспоминается случай с незадачливым владельцем «Жигу­лей», заменившим подшипник ступицы на ка­мазовской придорожной станции. Когда тот снова загудел, мастера СТО, к своему изумле­нию, не смогли снять с вала внутреннее коль­цо рассыпавшегося к тому времени подшип­ника (обычно для этого и съемник-то не ну­жен). Пришлось резать «болгаркой». Оказа­лось, придорожные умельцы заботливо накернили весь вал, чтобы роликовый (!) под­шипник встал поплотнее. Не удивительно, что тот рассыпался. Под рабочей нагрузкой каж­дый ролик чувствует бугорки даже через стальные закаленные кольца. Так что сказка «Принцесса на горошине» поучительна не только для детей.