ПОДВЕЛ АККУМУЛЯТОР

До намеченной важной встречи времени в обрез. Вы торопливо садитесь за руль, по­ворачиваете ключ зажигания, но вместо зна­комых звуков работающего двигателя с доса­дой слышите натужное жужжание стартера, еле-еле прокручивающего коленчатый вал. Все напрасно: даже лампочка разряда акку­мулятора и та погасла. Планы на сегодня рух­нули — подвел аккумулятор. Почему? Ответ — в предлагаемом материале

Строгие статистические данные, получен­ные в нашей организации на основании много­летних исследований, позволяют сделать вывод, что в подавляющем большинстве отечествен­ные аккумуляторы, например марки 6СТ-55А, при правильной эксплуатации могут служить до 92 месяцев или обеспечить автомобилю пробег око­ло 220 тысяч километров. Подчеркнем — при правильной эксплуатации.

А как в жизни? Когда вы, уважаемый чита­тель, последний раз проверяли (если это преду­смотрено) уровень и плотность электролита, на­пряжение на выводах батареи, натяжение ремня генератора? Зачастую в ответ услышишь: мол, руки не доходят, текучка засасывает, тем более, когда каждый день с утра до вечера на колесах. В общем, одним днем живем: завелся двигатель, и ладно. Но оправдан ли такой подход? Вряд ли.

Этот вывод подтверждает и практика. На живучесть и работоспособность батареи влияет множество факторов. Опытным автомобилистам многие из них хорошо известны. А тем, кто лишь недавно сел за руль или хочет приобрести маши­ну, нелишне напомнить несколько положений, соблюдение которых убережет от неприятностей с аккумулятором.

Низкая степень заряженности, когда не­возможно пустить двигатель, может быть вызва­на многими причинами. Одна из наиболее распространенныхослаблено натяжение ремня : хорошо. если на приборной панели есть лампочка-индикатор разряда аккумулятора. Ее включение при работающем двигателе — сигнал о том, что генератор не дает необходимого напряжения, то есть работу системы зажигания обеспечивает аккумулятор. В случае, когда он полностью заряжен и двигатель пускается с «по­лоборота», вам, возможно, удастся проездить день-два. Полагая, что «виноват» аккумулятор, вы начинаете ежедневно подзаряжать его от за­рядного устройства. Но не обманывайтесь кажу­щейся безобидностью ситуации. При таком режи­ме эксплуатации вы рискуете через месяц ли­шиться батареи — куда проще и дешевле заме­нить приводной ремень генератора и отрегули­ровать его натяжение. Иной водитель, особенно начинающий, нередко забывает выключить габа­ритные огни, фары, а то и вентилятор «печки», и ездит так целый день или, что еще хуже, остав­ляет автомобиль с включенным потребителем энергии на стоянке. Следующая поездка выпада­ет через неделю, а то и через месяц — этого вре­мени вполне достаточно, чтобы аккумулятор ос­новательно разрядился.

Но больше всего хлопот батарея может до­ставить, когда температура воздуха опускается много ниже нулевой отметки. В такую пору, осо­бенно по утрам, у подъездов и в гаражах «колду­ют» автолюбители, иногда часами пытаясь ожи­вить свой автомобиль. Кому-то повезет и двига­тель его автомобиля заработает. Тотчас подле­тает сосед-неудачник с просьбой дать «прику­рить». Между тем «счастливчик» ничего особен­ного не делал: просто, узнав о предстоящем по­холодании, снял аккумулятор и занес его на ночь домой. Водитель учел, что с понижением температуры электролита емкость и степень заряженности любого, тем более старого аккуму­лятора также существенно снижается, а значит, уменьшается его способность обеспечить пуск холодного двигателя.

dhdhudhndhnydhdhndh31

Вскрытие показало:

1.Прорастание сепараторов — сквозное про­никновение через их поры активной массы, вызывающее местное замыкание пластин.

2.Разрушение отрицательных пластин.

3.Необратимая сульфатация поверхности положительных пластин.

4.Замыкание пластин по нижним кромкам оплывшей массой в блоке.

5.Разрушение решетки положительных пластин.

При продолжительной работе в нормальном режиме (стартер — разряд, генератор — заряд) состояние аккумуляторной батареи постепенно меняется вследствие износа ее электродов, ин­тенсивность которого может быть различной. Тут многое зависит от режима использования автомобиля — пробега, частоты и длительности пользования стартером, времени года. Одно де­ло, например, если вы эксплуатируете машину три-четыре месяца в году, да еще летом, наез­жая 3000 — 5000 км. И совсем иное, когда ваш четырехколесный друг работает круглый год, накручивая 40 000 — 60 000 км.

Нельзя забывать, что автомобильный акку­мулятор, как любой другой прибор или агрегат, имеет свой конструктивный ресурс. Он расходу­ется по мере эксплуатации под воздействием це­лого ряда факторов. Например, мы не можем из­бежать цикличности такого процесса, как заряд-разряд, во время которого происходит электри­ческая коррозия решеток положительных пла­стин, что постепенно ухудшает их электропро­водность и механическую прочность. И все же некоторые из отрицательных факторов мы в со­стоянии смягчать, тем самым существенно про­длевая срок службы батареи.

Например, установлено, что он сильно за­висит от степени заряженности. Иными словами, если позволять аккумулятору разряжаться ниже определенного предела и не подзаряжать вовремя, срок его службы может многократно сократится. В противном слу­чае — интенсивное оплывание актив­ной массы с поверхности пластин, ухудшение разрядных характеристик батареи и, в конце концов, ее полный отказ.

Уверены, услышав эти рекомендации, иной автолюбитель удивится. Дескать, я подобного разряда аккумулятора никогда не допускал. Бо­лее того, заряженность все время была стопро­центной, а новая батарея и года не прослужила. Ничего удивительного в этом нет. Как в любом деле, при эксплуатации аккумулятора недопусти­мы крайности. При чрезмерной величине заряд­ного напряжения на выводах начинается актив­ный электролиз (выкипание) воды из электроли­та. В свою очередь, это приводит к интенсивно­му окислению решетки положительных пластин и, как следствие, быстрому выходу из строя.

Практика показывает, что перезаряд бата­реи зачастую происходит в том случае, когда не­согласован режим работы автомобиля, потреби­телей электроэнергии и величина зарядного на­пряжения. Это подтверждают результаты испы­таний автомобилей с батареями 6СТ-55А при различных режимах использования в Москве. Характерна разница расхода воды: от 30 до 2000 г в зависимости от пробега и зарядного тока.

В нашем НИИ создана в последнее время система автоматического управления зарядом батареи (САУЗБ), опытные образцы которой проходят эксплуатационные испытания. В зависимо­сти от температуры электролита, количества по­требителей электроэнергии, заряженности бата­реи эта система автоматически подает на акку­мулятор напряжение нижнего или верхнего пре­дела. Например, если температура электролита упала до минус 10° либо степень заряженности батареи снизилась до 80%, специальный регуля­тор повышает зарядное напряжение до верхнего предела. При достижении 95% заряженности ав­томатически происходит переключение на ниж­ний предел. Система АУЗБ позволяет практиче­ски исключить наиболее неблагоприятные режи­мы работы аккумулятора в эксплуатации. А это, в свою очередь, снижает трудоемкость техниче­ского обслуживания батареи, значительно уве­личивает срок ее службы. Короче говоря, подоб­ное устройство поможет избежать многих непри­ятностей, связанных с выходом из строя аккуму­лятора. По окончании испытаний планируется серийное производство устройства. А пока за ре­жимом заряда батареи надо следить хозяину, чтобы она дольше служила.