Подшипники SKF

Подшипник, работающий в тех условиях, на которые он рассчитан, — вечен. Российский автомобилист, конечно, вряд ли согласится с таким утверждением. А вот инженеры фирмы SKF, крупнейшего в мире производителя подшипников, добавят: по статистике большая часть этих деталей живет дольше, чем сами машины. Новинки фирмы представляет Аркадий АЛЕКСЕЕВ.

Для начала, видимо, стоит сказать не­сколько слов об SKF. Родилась фирма в 1907 году, когда шведский инженер Свен Вингквист получил патент на самоустанав­ливающийся шариковый подшипник. Чуть позже там решили заняться также автомо­бильными подшипниками и собственно ав­томобилями. Первое производство разви­валось и укреплялось, а вот второе вскоре отделилось от SKF и получило самостоя­тельность. В отличие от большинства не­больших автомобильных фирм начала века, оно сохранилось до сих пор. Вы пре­красно его знаете — это «Вольво». «Мате­ринская» же компания шла своей дорогой, наращивая производство, расширяя ассор­тимент и не забывая о научных исследова­ниях. На сегодня более 90% типоразмеров подшипников, выпускаемых в мире, можно найти и в производственных каталогах фирмы SKF. Есть изделия и для огромных прокатных станов, и для прецизионных станков, и, конечно же, для автомобилей.

dhdhudhndhnydhdhndh9Реклама SKF из журнала «За рулем», 1928 год, №1.

С Россией шведскую фирму связыва­ет... Второй государственный подшипнико­вый завод. Вернее, связывал -до 1928 года завод назывался "Шарикоподшипник SKF", реклама его продукции встречалась в но­мерах журнала «За рулем» тех лет. В 28-м завод стал государственным. Говорят, до сих пор на нем сохранилась часть еще того, шведского оборудования, остаются в про­грамме завода и некоторые изделия тех времен. Вернемся, однако, к продукции фирмы SKF, поскольку для этого есть серь­езный повод: ее изделия сегодня могут приобретать российские автомобилисты.

Качество подшипников — это и качест­во металла, из которого они изготовлены, и кондиции смазки, и долговечность уплотнений. И все эти компоненты выпускает са­ма фирма, количество же покупных изде­лий очень невелико. Это, как показывает опыт SKF, и позволяет гарантировать долговечность. Остановимся на нескольких интересных решениях последнего времени.

Первую идею назовем организацион­ной. Как известно, значительная часть сов­ременных моторов имеет привод газорас­пределительного механизма зубчатым ремнем, который работоспособен примерно до 80-100 тысяч километров пробега. Од­нако вместе с ремнем изнашиваются обыч­но и натяжные ролики, а иногда и шкивы. Владельцам, конечно, удобнее заменять все эти детали одновременно. Иначе пред­ставьте: вы только что установили новый ремень и тут же вынуждены вновь его сни­мать, поскольку истерлась поверхность на­тяжного ролика или «запел» его подшипник. И фирма SKF поставляет комплекты, в ко­торые входят все «расходные» детали, при этом ремень произведен одной из наибо­лее известных специализированных фирм, а ролики, естественно, собственные. Выпу­скаются такие комплекты и для российских машин, например для ВАЗ-2108.

Многие наши автолюбители, не дове­ряя качеству отечественных запчастей, стремятся по возможности применять им­портные — тормозные колодки, фильтры, ремни. И, конечно, подшипники — в каталоге SKF нетрудно найти подшипники для ВАЗов, «москвичей» и даже ЗИЛа, причем по вполне приемлемой цене. Заметим, что при подготовке к выпуску тех или иных уз­лов и агрегатов в опытном производстве наши заводы применяют подшипники шведской фирмы, а уже затем российские ГПЗ разрабатывают аналоги. В первую очередь, это касается коробок передач, а также ступиц, сцепления, генераторов, во­дяных насосов. Кстати, это помогает и при поиске запчастей к различным иномаркам, поскольку одни и те же подшипники зачас­тую используют несколько автозаводов. Более того, даже если эти производители и не комплектуют свою продукцию изделия­ми SKF, подходящие типоразмеры в ката­логе этой фирмы наверняка есть.

Перейдем к следующей теме — техниче­ской. Наш журнал уже писал о новейших подшипниковых узлах ступиц колес, в кото­рых число деталей заметно снижено. Швед­ская фирма пошла еще дальше — она пред­ложила (и теперь выпускает) подшипники ступиц со встроенным датчиком угловой ско­рости, сигналы которого учитываются анти­блокировочной и противобуксовочной систе­мами. Резон в такой комбинации есть, и немалый. Обычно датчик располагался рядом со ступицей, на него попадали грязь и вода, снижая надежность работы. Теперь — совсем другое дело: защищенный штатными грязеотражателями и уплотнениями подшипника, датчик может без проблем служить очень долго — столько, сколько и сам подшипник.

dhdhudhndhnydhdhndh12dhdhudhndhnydhdhndh10Так работает кромка сальника: слева — обычного, справа — «Вейвсил».

Коль мы упомянули об уплотнениях, то заметим, что SKF владеет двумя крупными фирмами по их производству в Европе и одной — крупнейшей — в США. Последняя -с более чем столетней историей — называ­ется «Чикаго Роухайд». Когда-то это пред­приятие поставляло кожаные уплотнения Генри Форду для модели Т. Сейчас и при­меняемые материалы, и возможные ис­полнения уплотнений необычайно разно­образны — а кожу все еще изредка исполь­зуют. Естественно, не в автомобилях, а для промышленных валов диаметром более полуметра и только как вспомогательный материал.

Новинкой фирмы можно назвать спе­циальный профиль кромки манжетных уп­лотнений «Вейвсил» (Waveseal) — слегка волнистый (точнее, синусоидальный). Он, во-первых, снижает износ вала, с которым контактирует кромка, а во-вторых, вызывает своеобразный насосный эф­фект: жидкость отбрасывается из зоны контакта, в то же время небольшая ее часть обеспечивает гидродинамический режим смазывания. Все это позволяет сни­зить трение примерно на 20% и, соответст­венно, повысить надежность и долговеч­ность уплотнения.

dhdhudhndhnydhdhndh13Другая новинка - покрытие «Боур-Тайт» (BoreTite) для металлических кор­пусов манжетных уплотнений. Специаль­ный нетвердеющий герметик покрытия при монтаже манжеты заполняет неровности посадочного места (естественно, если они невелики по размерам), препятствуя утеч­ке жидкости.

Многим автомобилистам знакома такая ситуация: новые манжеты после установки работают совсем недолго и вскоре начина­ют «протекать». «Виноват» зачастую износ вала в месте касания кромки. В этом слу­чае желательно снять вал, прошлифовать его до ремонтного размера и искать - уже ремонтные - манжеты. Совсем недавно этот путь был единственным, но теперь компания «Чикаго Роухайд» предлагает другой: втулки «Спиди-Слив» (SpeediSleeve). Их делают из нержавеющей стали толщиной 0,254 мм (чуть толще, чем у распространенных когда-то лезвий «Нева»). Таким образом, диаметр вала изменяется всего на 0,5 мм, что позволяет устанавли­вать манжеты оригинального размера. Ка­чество обработки поверхности втулки очень высокое, поэтому уплотнение после ремон­та может оказаться более эффективным, чем у нового агрегата. Монтировать втулку «Спиди-Слив» несложно — несколько легких ударов молотка по стаканчику-оправке, и она уже на месте. Необходимый натяг обеспечивается подбором размеров втулки по специальной таблице в зависимости от диаметра вала. В случаях если износ или коррозия вала велики, требуется предва­рительно зашпатлевать дефекты эпоксид­ным клеем с металлическим наполнителем — это нужно для хорошего теплоотвода от поверхности втулки.

Итак, мы рассмотрели несколько новейших подшипниковых и околоподшипни­ковых технологий. Поговорим теперь о вечном, вернее, о том самом «вечном» подшипнике, с упоминания о котором мы начали статью. В соответствии со стандар­том ISO не менее 90% подшипников при определенной нагрузке должны выдержи­вать один миллион оборотов (скажем, для подшипников ступиц — это около 100 тыс. км пробега).

dhdhudhndhnydhdhndh14Ремонтная втулка «Спиди-Слив» (показана стрелками) и ее установка на вал (справа).

По статистике SKF, половина подшип­ников «живет» втрое дольше, а многие и действительно долговечней агрегатов, в которые установлены. «Вечная» (по чело­веческим меркам, понятно) работа тоже возможна — при условии, что подшипник правильно смонтирован, наполнен подхо­дящей к условиям эксплуатации смазкой, а уплотнения надежно выполняют свою функцию: «не впускают» грязь и воду и «не выпускают» смазку. Естественно, нагрузки не должны превосходить определенной величины. Еще раз подчеркнем важность хорошей герметизации, о которой здесь тоже шла речь. О смазках производства SKF (кстати, фирма выпускает пять видов только консистентных) мы поговорят в другой раз, как и об инструментах дня ди­агностики и обслуживания подшипников. И... — да служат они на вашей машине по­дольше. Это возможно — фирма SKF возвращается на российский рынок.