Подделки моторных масел

Выбирая моторное масло, очень обид­но ошибиться и напороться на поддел­ку. Чем грозят автовладельцу послед­ствия такой ошибки и как уберечь от них свой автомобиль, мы попытаемся рассказать, опираясь на исследования специалистов.

Прежде всего стоит разобраться, что собой представляют подделки мотор­ных масел. Их можно условно разделить на три категории: к первой отнесем самые «безобидные» — перемаркировку масел, ко­гда на дешевый сорт вешают ярлык от до­рогого. Масло, конечно, хуже, чем о нем ду­мает покупатель, но двигатель оно вряд ли погубит. Такой подлог дает «предпринима­телям» наименьшую прибыль, но наиболее для них безопасен.

Ко второму типу отнесем попытки изго­товления самодельного масла по «упрощен­ной» технологии. Нормальное моторное масло — это «коктейль» из нескольких ком­понентов, в который входят так называе­мая база (или основа), стандартный (основ­ной) пакет присадок (один и тот же стан­дартный пакет может использовать дюжина разных фирм, изготовляющих масла) плюс еще две-три присадки как собственной раз­работки фирмы, так и закупаемые на сторо­не. Чем больше присадок, тем качественнее и дороже масло. Ясно, что грамотный под­бор присадок — задача для профессиона­лов, она не по плечу жуликам. А потому «предприниматель» второго типа добывает необходимые компоненты и делает где-то в полуподвале масло собственного разлива. Чтобы «наварить» побольше, присадок доба­вляет скупо или не добавляет вообще, про­давая одну «основу». Или, например, «слу­чайно» забывает самые дорогостоящие при­садки. Такое самодельное «масло» для дви­гателя непригодно: оно многократно уско­ряет все негативные процессы (износ, кор­розию и т. д.), но мгновенной кончины мото­ра, скорее всего, не вызовет — эдакая мина замедленного действия. Очевидно, что этот тип подделок куда опаснее первого.

Но и это еще не самое худшее. Есть третий, самый гнусный способ обмана ав­толюбителей, зато самый прибыльный для дельцов. Это разлив по канистрам и прода­жа какой-нибудь гадости вроде отработан­ного индустриального масла. Использова­ние такого «продукта» грозит наиболее тя­желыми последствиями, ибо то, что пред­назначено для сверлильного станка, для двигателя внутреннего сгорания, мягко го­воря, не пригодно. А ведь кто-то из нас это масло покупает! И пойми потом, откуда проблемы с вроде бы новым двигателем.

Проявляют ли к этому интерес «компе­тентные органы», сказать не беремся; в ос­новном бороться с фальсификациями пока приходится производителям настоящих ма­сел. Они должны постоянно контролиро­вать продукцию, продаваемую под их торговой маркой. На примере одного такого контрольного мероприятия мы и расска­жем, что такое подделка.

Итак...

Контрольная закупка. Работа проводилась по заказу НК «ЛУКойл». Цель исследований — выловить несколько подделок под «ЛУКой­ловские» масла и, всесторонне изучив их, принять соответствующие меры. От себя добавим: помочь покупателю научиться от­личать по внешнему виду «родное» масло от подделки.

Исследованию подвергли пять образ­цов масел, из которых три образца были ку­плены как ВЕЛС-2, один образец — как ВЕЛС-супер (контрольная закупка произво­дилась в Москве) и еще один образец, похо­жий на подделку, был куплен и предостав­лен для анализа самим «ЛУКойлом». Уже по­сле внешнего осмотра упаковок специали­сты предположили, что три из пяти образ­цов — подделки. Еще один образец — «Бог его знает». Все в нем хорошо, но вот слово «над­дув» на этикетке написано с одним «д»... Немного забегая вперед, скажем, что даль­нейшие исследования подтвердили догадки специалистов. Три образца из пяти действи­тельно оказались подделками, а тот любо­пытный экземпляр, с ошибкой в слове «над­дув» — вполне доброкачественным маслом.

Результаты испытаний. Основные результа­ты испытаний представлены в табл. 1. Здесь образец № 3 — масло, выдаваемое за ВЕЛС-супер, остальные — ВЕЛС-2. Учиты­вая, что не все наши читатели разбираются в химмотологии, мы попытались дать рас­шифровку некоторых терминов (да простят нас специалисты).

Эти результаты позволяют точно ска­зать, что мы имеем дело с подделками «вто­рого типа», то есть все три подделки — масла кустарного изготовления. Самый наглядный пример — образец № 3. При 100°С масло слишком жидкое, при минус 15°С — слишком густое, а при минус 20°С оно вообще засты­вает. Для специалиста очевидно, что в масле отсутствуют так называемые загустители, которые уменьшают зависимость вязкостных свойств от температуры. Заниженное щелоч­ное число и повышенная коррозионная ак­тивность — тоже следствие недостаточного количества и качества присадок. В образцах № 1 и 2 присадок больше, чем в образце № 3, но все-таки заметно меньше нормы.

Образцы № 1 и 2 определенно менее опасны для двигателя, чем образец № 3. Пос­ледний представляет наиболее «тяжелый» случай: такое масло пригодно разве что для смазки петель в сарае, но никак не для двига­теля. Сами посудите: щелочное число, харак­теризующее способность масла к нейтрализа­ции продуктов своего окисления, в 3,5 раз ниже нормы, а коррозионная активность — в 6 раз выше, чем у нормального масла.

Ущерб. Сами по себе параметры масел инте­ресны не всем. Куда важнее знать, что бу­дет, когда мы с вами зальем такое «масло» в двигатель. При оценке ресурса специалисты всегда базируются на имеющемся опыте экс­плуатации. Но применить эти знания к наше­му случаю вряд ли удастся, поскольку с такой продукцией двигателисты обычно не экспериментируют. Масла класса SE/CB, какими оказались две из трех подделок, допустимо применять на «жигулях», если не жалко маши­ну, но лишь при условии, что нет «проколов» по отдельным параметрам (сам по себе класс масла по API оценивает лишь усредненные свойства). Например, исходя только из усредненных качеств, уменьшение ресурса от применения образцов № 1 и 2 (класса SE/CB ) будет незначительно. Но средневзвешенные параметры мало что показывают. Например один из важных показателей масла — щелочное число. Оно у подделок заметно ниже нормы — следовательно, при эксплуатации такое «масло» надо менять чаще, чем нор­мальное. Как это учесть? Для образца № 3 (класса SB/CA) снижение ресурса двигателя в отличие от первых двух подделок, окажется весьма существенным. Повторимся: в сов­ременных двигателях такое масло неприме­нимо вовсе и лучше его нигде (разве что в бытовых целях) не использовать.

А теперь попытаемся оценить потерю ресурса двигателя по самому «убойному», в прямом смысле этого слова, параметру. Кор­розия медного стержня (стандартный тест при испытаниях всех без исключения подделок шла быстрее не на 20-30%, а в 5-7 раз! Это означает, что в 5-7 раз выше скорость окисления цветных металлов, используемых во вкладышах. Как оценить эквивалентную потерю ресурса в этом случае — пытаться учесть замену вкладышей через 20-25 тыс. км, а капремонт через 35-40 тыс.? А как учесть, что один из образцов теряет теку­честь не при минус 35°С, как положено, а при минус 20°С? Выходит, попытки завести двигатель «с буксира» при минус 25°С закон­чатся почти гарантированной поломкой.

На кого бог пошлет? Можно ли оценить, ка­кой процент автовладельцев страдает от подобного обмана и каков ущерб от него в масштабах страны или, хотя бы, города? Давайте попробуем. В нашем случае про­цент подделок оказался высоким — два образца из четырех, то есть ровно 50% (на­помним, один образец-подделку выловил и предоставил сам «ЛУКойл», он не в счет). По другим данным, подделок в торговой се­ти все-таки меньше — от 5 до 12%.

Даже если исходить из оптимистиче­ских оценок, приняв за фальшивку только каждую десятую канистру, то получается, что хоть один раз среднестатистический ав­томобилист зальет в двигатель своей маши­ны просто дрянь. Тот, кто не брезгует поку­пать масла в сомнительных торговых точ­ках, рискует куда больше. Истории о двига­телях, прошедших до капремонта тысяч ше­стьдесят, а иногда втрое меньше, приходит­ся выслушивать довольно часто. Порой ска­зывается брак в двигателе, но основная причина столь «смешного» ресурса — выбор масла по принципу «что под руку попало».

Насколько даже одна заправка непо­нятной «технической жидкостью» снижает срок службы мотора? Все зависит от того, насколько «качественно» выполнена под­делка и как мотор эксплуатируется. Но в худшем случае ресурс на «левом» масле бу­дет исчерпан — двигатель просто выйдет из строя. Вероятность такого исхода, к сожа­лению, велика (см. масло № 3 в таблице).

Спасение утопающих — дело pyк... Эту муд­рость в нашей стране должен помнить каж­дый, тем более автомобилист. Давайте спросим у специалистов, как они по внеш­нему виду упаковок почти безошибочно угадали, какое масло настоящее, а какое — подделка. Вот что они рассказали (табл. 2). А теперь поясним фразу «отсутствует дата изготовления». На этикетке доброкаче­ственного масла против слов «дата изготов­ления» должны быть нанесены (как будто выдавлены горячим клеймом на канистре) сами цифры. Таким должен быть оригинал. Если цифры пропечатаны на самой этикетке — это подделка. Жулики могут ставить штемпели, как раньше на билетах в кино, — это то­же дешевый трюк, не попадитесь на него.

Конечно, мы проанализировали лишь один конкретный случай, касающийся под­делок под «ЛУКойловские» масла, но и это показательно.

Эпилог. Борьба со всяким злом может быть упорной, но неэффективной, если вести ее одиночными выпадами на страницах от­дельно взятого журнала. Но если каждый член «зарулевского братства» расскажет хо­тя бы одному знакомому, как отличить под­делку от настоящего масла, а тот, в свою очередь, просветит еще кого-нибудь, то нас будет уже более миллиона. А если среди чи­тателей попадутся шибко грамотные, кото­рые Закон читали о правах потребителя... А там, глядишь, другой производитель масел со страниц журнала расскажет, как пра­вильно выбирать его продукцию. Может, со­обща одолеем, изведем подпольщиков?..