ПОЧЕМУ ЗИМОЙ МОТОР НЕ ЗАВОДИТСЯ

Смею утверждать: если ваш авто­мобиль в безукоризненном состо­янии, то до минус 25, на которые мотор рассчитан, он должен пускаться без проблем. Но где вы видели у нас такие машины? Даже на конвейере они отрегулированы далеко не иде­ально. А если еще какое-то время по­служат неопытному хозяину?

Начнем не с зимы, а с осени, когда мотор пускается не хуже, чем летом. В это время иной автовладелец (не толь­ко новичок) напрочь игнорирует мел­кие неполадки: чуть-чуть не тот уро­вень топлива в поплавковой камере, не очень четко «запирает» ее игольча­тый клапан, слегка закоптились свечи. Или немного «ушло» опережение за­жигания, подсел аккумулятор, снизи­лась компрессия и т.д. А какое-то сни­жение мощности или небольшое уве­личение расхода топлива вообще не достойно внимания. Между тем за осе­нью следует зима...

А У НАС НА РУСИ

...Вчера трещал мороз, а нынче — от­тепель, пошел снег с дождем... И чей-то мотор уже не заводится. Если при нуле градусов батарея не способна крутить стартер, ситуацию даже не об­суждаем, хозяину — позор! Но когда стартер бодро жужжит, а ни одной вспышки нет, скорее всего виновато за­жигание. Точнее — его отсутствие.

Прежде всего проверим, доходит ли высокое напряжение до свечей. На де­талях остывшего двигателя влажный воздух оставляет росу. Совсем плохо, когда на изоляторах свечей грязь, ко­поть: отсырев, они еще лучше «воруют» ток. Высокое напряжение ус­певает сбежать на «массу», так и не щелкнув искрой на свече. Сы­рость способствует утечкам тока и с высоковольтных проводов, а влажная крышка распределите­ля зажигания может задать на­стоящую головоломку! Здесь лучший «инструмент» — сухая тряпка или бумага, хорошо впитывающая влагу. Протер — и мотор за­велся (фото 1-3). Такое часто бывает.

dhdhudhndhnydhdhndh51. Темный и влажный налет на изоляторах све­чей может помешать их работе.

Впрочем, многое зависит и от состо­яния рабочей части свечи. Если изоля­тор центрального электрода покрыт нагаром, способным вызвать утечку высокого напряжения, это, в свой че­ред, может помешать пуску. А причи­на нагара бывает в том, что свечи по своей температурной характеристике «холодны» для зимы (см. ЗР, 2001, № 9), их надо заменить более «горячи­ми». Нагревшись сильнее, изолятор станет, как положено, самоочищаться.

«СЛАДКАЯ ПАРОЧКА»

...Это, конечно, приелось. Но если у забывчивого автолюбителя слабый ак­кумулятор и густое, летнее масло в картере, то уже в десятиградусный мо­роз парочка окажется горькой. Сегод­ня самая популярная у нас — классифи­кация вязкости масел по системе SAE. Один пример — масло 10W40. Буква W намекает на его принадлежность к зимним (от английского winter — зима), а число 10 показывает важнейший для пуска класс вязкости — при низких температурах. В данном случае (см. рис.) допускается 20-градусный мороз. При 25-градусном число перед буквой не выше 5. А летние масла (без буквы W) русской зимы вообще не приемлют.

Кто лучше вас должен знать, в каком состоянии батарея? Себя же не обма­нешь! Слабая не раз потреплет нервы и либо заставит чаще заниматься ею, либо потребует замены.

dhdhudhndhnydhdhndh62. Высоковольтные провода должны быть чисты­ми и сухими.

dhdhudhndhnydhdhndh7Взаимосвязь температуры среды и рекомендуе­мого класса вязкости масла для двигателей ВАЗ.

О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ

Успешный пуск зависит не только от стартера и зажигания. Нужно, чтобы в цилиндры поступала рабочая смесь паров бензина и воздуха в весовом со­отношении, примерно, 1:15. За «пра­вильным питанием» мотора следит (в нашем случае) карбюратор, но это ко­гда двигатель работает. А если он, про­мороженный, только-только «прокру­чивается» стартером? В таких услови­ях бензин слабо испаряется. Если не вмешаться в работу карбюратора, ра­бочая смесь в цилиндрах останется очень «бедной», с очень малым коли­чеством паров бензина. Такую факе­лом не зажжешь, не то что искрой! Значит, нужно значительно увеличить поступление бензина в цилиндры. Тог­да возле электродов свечей окажется достаточно обогащенная рабочая смесь, способная воспламеняться, хотя значительная часть бензина, не испа­рившись, будет выброшена в систему выпуска.

Здесь важно «не перебрать»! Об этом написано и сказано много. При первых же вспышках в цилиндрах за­слонка пускового устройства должна автоматически приоткрыться ровно настолько, чтобы обеспечить правиль­ный состав смеси в начале работы дви­гателя. Если заслонка останется закры­той, после первых же вспышек порш­ни «насосут» в цилиндры столько лишнего бензина, что он, залив свечи, не даст им работать. Да и смесь пере­обогатится: мотор, едва тронувшись, остановится. И, наоборот, если за­слонка откроется слишком сильно, смесь чрезмерно обеднится и опять-та­ки перестанет сгорать. Короче, от ис­правной работы пускового устройства зависит очень многое. Поэтому, едино­жды «настроив» этот простейший ав­томат, вы избавите себя от многих зим­них хлопот с пуском.

А закончим тему «питания» следу­ющим. Не все российские автомоби­листы знают о существовании двух разновидностей бензина — «летнего» и «зимнего». Этой темы сторонятся и владельцы АЗС, и, тем более, произ­водители топлива. У «зимнего» испа­ряемость иногда в 2-3 раза выше, чем у «летнего», но производство его до­роже, а хранение и транспортировка требуют надежных, герметичных ем­костей. Не желая тратиться, произво­дители бензина создают трудности тем, кто его потребляет. Часто совер­шенно исправный мотор уже в 15-градусный мороз не заводится только потому, что в его цилиндрах — топли­во, не способное испариться. Это да­леко небезобидно. Холодный пуск многократно ускоряет износ мотора, так как неиспарившийся бензин смы­вает со стенок цилиндров, поршней и колец смазку. Пусть это зимой неиз­бежно, но последствия должны быть сведены к минимуму быстрым пус­ком двигателя.

dhdhudhndhnydhdhndh83. Из крышки распределителя удаляем пыль и влагу.

dhdhudhndhnydhdhndh94. Очищаем клеммы батареи (лучше — латунной щеткой, чтобы «расход» металла был минималь­ным).

Кстати, о подзарядке. Немало тех, кто считает: коль мотор заводится и до работы на другом конце города дово­зит, к чему подзаряжать батарею? Это совсем не так. При частых холодных пусках (особенно если они затрудне­ны) и коротких поездках, да еще в тем­ное время, даже исправная батарея не успевает «дозарядиться». Холодный электролит усугубляет картину, тре­буя более высокого зарядного напря­жения. А оно маловато. Поэтому зи­мой надо взять за правило — следить, в каком состоянии батарея — и при ма­лейших отклонениях подключать к внешнему источнику тока, чтобы за­рядить полностью.

Правда, не обходится без казусов. Порой даже опытные автолюбители грешат на слабость батареи, хотя она в полном порядке. Но... стартер не кру­тит! Это знакомо многим «бывалым». Работающий стартер (в особенности, при большой нагрузке, когда требует­ся расшевелить застывший двигатель) потребляет ток в сотни ампер. И если где-то в электрической цепи проводи­мость недостаточна, стартер откажет. Многим наверняка случалось чистить клеммы батареи (фото 4). Казалось бы, лишь слегка окислились, аккуму­лятор и подзаряжается, и маломощ­ные потребители питает, а стартер не работает... Коварный дефект.

Иногда окисляются и теряют боль­шую часть проводимости соединения силовых проводов с «массами» кузова и двигателя. Их тоже приходится зачи­щать.