ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ

Общие сведения. Пластичные смазки используют главным образом для смазывания негерметизированных (не заключенных в картеры) узлов трения автомобилей. Такие смазки получили название антифрикционных. В относи­тельно небольших количествах применяют также защитные пластичные смазки, служащие для предохранения деталей от коррозии. Пластичные смазки — это однородные по составу без комков мази от светло-желтого до темно-коричневого цвета, но некоторые из них имеют другой цвет, например, графитная — черного цвета, смазка № 158 —темно-синего.

Нормируемые показатели качества. Чтобы пластичные смазки были при­годными для применения по своему основному назначению, показатели их качества должны отвечать требованиям, установленным стандартами и тех­ническими условиями.

Температура каплепадения. Она является показателем температурной стойкости смазки. При достижении данной температуры, определяемой в лабораторных условиях, происходит падение первой капли смазки, нагреваемой в специальном приборе. В зависимости от значения температуры каплепадения смазки делят на: тугоплавкие (Литол-24, ЯНЗ-2, №158, ЦИАТИМ-201 и некоторые другие); среднеплавкие (к ним относят солидолы и графитную смазку УСс-А); низкоплавкие (защитные смазки ПВК и ВТВ-1).

Отношение к воде. Этот показатель характеризует способность смазки противостоять растворению в воде. Антифрикционные смазки, загущенные литиевыми (например, Литол-24) и кальциевыми мылами (солидолы всех марок), нерастворяющимися в воде, являются влагостойкими. Защитные смазки, для создания которых используют углеводородные загустители, совершенно нерастворимы в воде. Антифрикционные смазки, изготовленные на кальциево-натриевых мылах, отличаются недостаточной влагостойкостью, например, смазка ЯНЗ-2. Их можно применять только в узлах трения, надеж­но защищенных от проникновения воды (ступицы колес, натяжные роли­ки вентиляторных ремней и т. п.).

Содержание свободных щелочей и органических кислот, механических примесей. Свободных щелочей, определяющих коррозионную агрессивность смазок, не должно быть более 0,1—0,2% по массе. Свободные органи­ческие кислоты и механические примеси, вызывающие абразивный износ деталей, содержаться не должны.

Марки пластичных смазок и их применение. Выбор марки пластичной смазки определяется конструкцией узла трения (открытой или закрытой), рабочей температурой трущихся поверхностей, их нагруженностью, а так­же климатическими условиями эксплуатации автомобиля.

С (синтетический), УС-2 (жировой) —солидолы. Предназначены для смазывания открытых узлов трения летом в северных районах и всесезонно во всех остальных районах страны.

С (синтетический), УС-1 (жировой) — пресс-солидолы. Их используют для смазывания открытых узлов трения всесезонно в северных районах страны и летом во всех остальных районах страны, кроме южных.

ЯНЗ-2 тугоплавкая, неводостойкая натриево-кальциевая смазка. Ее используют до температур минус 30° С на автомобилях всех моделей (кроме легковых автомобилей «Запорожец», ВАЗ, ГАЗ-3102 «Волга»), для смазывания подшипников ступиц колес, водяных насосов, промежуточных опор карданных валов, опор привода вентилятора и других подшипнико­вых узлов, защищенных уплотнениями от проникновения воды.

Литол-24 (тугоплавкая водостойкая смазка, изготовленная с примене­нием литиевого мыла). Является универсальной по назначению. Ее упот­ребляют для тех же целей, что и смазку ЯНЗ-2 на автомобилях всех моделей, всесезонно, во всех климатических районах страны. Может заменять соли­долы всех марок для смазывания открытых узлов трения.

ЦИАТИМ-201 (тугоплавкая литиевая смазка). Всесезонно используется для смазывания втулок валика распределителя, подшипников генератора, гибкого вала спидометра, замков и петель дверей, тяг привода, заключен­ных в оболочки, шарниров рулевых тяг (при их сборке). Ее можно применять вместо смазки Литол-24 при работе автомобилей в условиях низких тем­ператур.

Смазка № 158 (водостойкая тугоплавкая, изготовлена на калиевом и литиевом мылах). Смазку закладывают в игольчатые подшипники при сборке карданных шарниров, не имеющих пресс-масленок (Горьковский автомобильный завод рекомендует применять на автомобилях ГАЗ-24 и -3102 «Волга» для смазывания через пресс-масленки резьбовых втулок передней подвески и подшипников шкворней поворотных кулаков трансмиссионные масла, используемые в коробке передач.).

Фиол-1 (литиевая смазка). На автомобилях ВАЗ ею смазывают шлицевое соединение карданного вала и салазки перемещения сидений.

АМ-1 (карданная смазка, натриевая, среднеплавкая, неводостойкая). Служит для смазывания шариковых карданов равных угловых скоростей. В передних ведущих мостах автомобилей повышенной проходимости УАЗ-469; ГАЗ-66; ЗИЛ-131, -157. Эту же смазку в смеси с трансмиссионным маслом ТАП-15В в отношении 1:1 используют для дисковых карданов равных угловых скоростей на полноприводных автомобилях «Урал».

ШРБ-4 (водостойкая тугоплавкая смазка). Предназначена для приме­нения в шаровых пальцах передней подвески и рулевых тяг на автомобилях ВАЗ.

УСс-А (графитная смазка, водостойкая, кальциевая, содержащая 10% графита). Ее используют преимущественно для смазывания листов рессор, тросов привода тормозных механизмов в оболочках, а на автомобилях МАЗ и КрАЗ также для смазывания шлицев скользящих вилок карданных валов.

ВТВ-1 (защитная смазка — волокнистый технический вазелин). Смазку наносят для предохранения от коррозии на наконечники проводов и полюсные выводы аккумуляторных батарей, на поверхности трения крышки багажника, упора капота, ограничителя открывания двери, на шарниры и Пружины крышки топливного бака- и т. п.

ПВК (углеводородная защитная смазка). Применяют ее для тех же це­лей, что и смазку ВТВ-1, но из-за недостаточной температурной стойкости она не может быть рекомендована для использования летом в южных районах.