Отключение вентилятора зимой

...Когда-то читал в одном из журналов о возможности экономить топливо зимой путем отключения вентилятора системы охлаждения. Насколько это оправдано на ВАЗ-21011? Стоит ли это сделать?

В данном случае речь, надо полагать, идет о старом автомобиле с обычным вен­тилятором, имеющим клиноременный при­вод. На новых, с электрическим вентиля­тором, последний остается выключенным, пока температура двигателя не превышает некоторой предельной. А значит, зимой, при условии, что мотор сильно не нагру­жен, вентилятор вообще подолгу не вклю­чается, поскольку охлаждение радиатора за счет естественного обдува воздухом достаточное и без него. Но каждый, кому случалось забуксовать в глубоком снегу, вскоре замечал, что вентилятор включает­ся в работу, не допуская опасного пере­грева двигателя.

Вообразите теперь, что вентилятора на машине нет. Именно в такое положение попадали однажды те автолюбители, что последовали совету «изъять вентилятор». Результат — перегрев двигателя, который в некоторых случаях оборачивался серьез­ным и дорогостоящим ремонтом.

Ну а каков же все-таки экономический эффект при отключении вентилятора, если даже все обойдется благополучно? Изве­стно, что мощность электрического венти­лятора редко бывает выше 0,2 кВт (тем не менее ее достаточно для эффективной ра­боты крыльчатки с числом оборотов около 3000 об/мин). Число оборотов механиче­ского вентилятора — если считать в сред­нем — не выше. Значит, и потребляемая им мощность примерно такая же. Таким обра­зом, выбросив вентилятор, вы как бы уменьшаете мощность мотора на 0,2 кВт. Расход бензина снизится очень незначи­тельно.

Если же вы заинтересованы в усовер­шенствовании системы охлаждения, то са­мое разумное — начать с установки под ка­пот электрического вентилятора, а не с от­каза от механического и риска повредить двигатель.