ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИФРИЗА

Надежность работы автомобилей зимой, легкость пуска двигателя, экономия топлива в значительной степени зависят от технического состояния, применяе­мых на автомобилях эксплуатационных материалов. Использование в системах охлаждения двигателей низ­козамерзающих охлаждающих жидкостей, а также жид­костей для пуска холодных двигателей без разогрева наиболее целесообразно в районах со средней темпе­ратурой наружного воздуха зимой 10—15°С (терри­тория средней европейской полосы РСФСР, БССР и др.). Однако при хранении автомобилей на морозе с системой охлаждения, заправленной жидкостью, не­обходим строгий контроль качества применяемого на автомобилях антифриза.

В процессе эксплуатации автомобилей уровень анти­фриза в системе охлаждения понижается в результате испарения воды или утечки жидкости через неплотно­сти. При этом могут сильно изменяться концентрация ц температура замерзания, Возникает необходимость доводить концентрацию антифриза до стандартной. Однако этому важному вопросу долгое время не уделя­лось должного внимания.

Зимой 1980 г. БелНИТИАТ провел анализ качества антифриза на автобусах Икарус в автохозяйствах Минского городского производственного управления ав­тобусного транспорта.

Полученные данные свидетельствуют, что важнейший показатель качества антифриза — концентрация этиленгликоля в нем — колеблется в пределах от 26,4 до 86,9% при норме 52,6%.

Из проверенных 44 автобусов Икарус-260, Икарус 280 температура замерзания антифриза не соот­ветствовала нормированной у 39 автобусов, или 88,6%. Причем в системах охлаждения 11 автобусов, или 25% всех проверенных, антифриз замерзает при температу­ре наружного воздуха —20° С. Поэтому в автохозяй­ствах нет уверенности, что системы охлаждения дви­гателей не будут разморожены и при температуре —10° С. Все автобусы Икарус, оборудованные устрой­ствами для пуска холодных двигателей, ночью, как правило, ставят на прогрев с работающим двигателем. И не удивительно, что по Мингоруправлению автобус­ного транспорта за 3 мес. (декабрь 1979 г., январь, февраль 1980 г.) на прогрев автобусов в гараже из­расходовано около 136 л дизельного топлива. Одна из основных причин, вызывающих нерациональный расход топлива, — опасность разморозить систему охлаждения из-за несоответствия применяемого антифриза стандарт­ному.

Отклонение качества антифриза от стандартного, как уже сказано, вызвано изменением концентрации этиленгликоля в нем, которая при техническом обслуживании не доводится до стандартной. Вторая причина в том, что автотранспортные предприятия получают концент­рированный этиленгликоль или Тосол-А и из них го­товят антифриз часто в резервуарах, не приспособлен­ных для этого. Перемешивают раствор, как правило, вручную. В приготовленный антифриз не добавляют ан­тикоррозионных присадок, что вызывает разрушение деталей и приводит к частым отказам автобусов вслед­ствие неисправности системы охлаждения.

БелНИТИАТ совместно с ПО «Техэнергохимпром» проводил работу по корректировке плотности анти­фриза марки 40.

Определено количество компонентов, необходимое для выравнивания плотности антифриза, если она ниже или выше установленной,

dhdhudhndhnydhdhndh50Рис. 1. Номограмма для доведения плотности антифриза до стандартной

dhdhudhndhnydhdhndh51Рис. 2. График определения количества компонентов антифриза

Расчет сделан по правилу креста. Все расчетные дан­ные проверены экспериментально. Для удобства рабо­ты составлена номограмма.

Предусмотрены два варианта корректирования плот­ности антифриза. Первый вариант дает возможность корректировать эту плотность в случае заполнения всей системы охлаждения двигателя. Для корректировки необходимо отлить определенный объем антифриза и долить такой же объем этиленгликоля, если концентра­ция его меньше 52,6%, или воды, если концентрация выше 52,6%.

Второй вариант предусматривает возможность кор­ректирования плотности антифриза, когда система ох­лаждения заполнена не полностью или антифриз слит в отдельную посуду. В этом случае пользуются номо­граммой для определения количества компонентов, не­обходимых при доведении плотности антифриза до стандартной, в различных объемах систем охлаждения двигателей автомобилей от 10 до 100 л (рис. 1).

Порядок пользования номограммой.

Полученную по замерам величину концентрации (плотность) находят на вертикальной оси и проводят горизонтальную линию до пересечения ее с наклонной линией, соответствующей емкости системы охлажде­ния данного двигателя; из точки пересечения проводят вертикаль, на горизонтальную ось, где указано, какое количество антифриза (в литрах) необходимо слить из системы охлаждения. Такое же количество этиленгли­коля или воды требуется добавить.

Примеры. Система охлаждения одного двигателя заполнена 50 л антифриза. Концентрация этиленгли­коля в антифризе по показаниям гидрометра при 20° С составляет 79,6%. Необходимо довести плотность ан­тифриза до стандартной. Пользуясь номограммой, оп­ределяют, что следует отлить 17,4 л антифриза и до­лить такое же количество воды.

Система охлаждения другого двигателя заполнена 80 л антифриза. Концентрация этиленгликоля в анти­фризе по показаниям гидрометра при 20° С состав­ляет 40,4%.

По номограмме определяют, что следует отлить 17 л антифриза и долить такое же количество этиленгли­коля.

Для корректирования концентраций (плотности) по второму методу разработана корректировочная таблица. По этой таблице определяют количество компонентов, которое необходимо долить в антифриз, чтобы до- , вести его до стандартного. Корректировочная таблица рассчитана для систем охлаждения автобусов Ика-рус-260 и Икарус-280, Икарус-255, Икарус-250 и ав­томобилей семейства КамАЗ.

Для определения содержания компонентов при при­готовлении антифриза марки 40 для объема 100— 10000 л в автохозяйствах разработан график (рис. 2),

На горизонтальной оси (антифриз) находят количе­ство, которое необходимо получить, и проводят верти­кальную линию до пересечения с наклонной прямой и с осью динатрийфосфат и от точки пересечения — гори­зонтальную линию до осей этиленгликоль и декстрин. Пересечение прямых линий с осями покажет количе­ство компонентов, необходимых для получения задан­ного количества антифриза.

Пример. Определить количество компонентов, необ­ходимых для приготовления 500 л антифриза марки 40. Пользуясь графиком (см. рис. 2), определяют, что для приготовления 500 л антифриза марки 40 необходимо 237 л воды, 263 л этилентликоля, 1,5 кг динатрийфосфата и 0,5 кг декстрина.

Указанными номограммой и графиком можно поль­зоваться, если температура приготовленного или испы­тываемого антифриза близка к +20° С. Однако в реаль­ных условиях соблюдать постоянную температуру ан­тифриза при его приготовлении или испытании невоз­можно.

В автохозяйствах корректировать плотность антифри­за практически сложно, поэтому с це­лью облегчения корректировки плотности антифриза в зависимости от температуры его при испытании разра­ботана корректировочная таблица.

В результате проведенного исследования разработа­на и «Инструкция по применению низкозамерзающих охлаждающих жидкостей на автомобилях в автотранс­портных хозяйствах, предприятиях, на заводах и в ор­ганизациях Министерства автомобильного транспорта БССР». Она устанавливает единый порядок примене­ния, учета, контроля корректировки антифриза и его приготовлении в автохозяйствах.