Обзор крепежных деталей

Всякий ли болт можно использовать при ремонте двигателя?

Ответ на этот вопрос зависит, прежде всего, от назначения резьбового соединения. Конечно, прикрутить номерной знак можно любым подходящим винтиком. Но вот для ремонта двигателя требования к крепежу уже совсем другие. Какие? Попробуем разобраться.

Каждый, кто хоть раз держал в руках болт и гайку, знает, что они различаются прежде всего размерами и шагом резьбы. Однако это не все возможные их парамет­ры. В автомобиле резьбовые соединения работают в нелегких условиях: агрессив­ная окружающая среда, высокие механи­ческие и тепловые нагрузки. Поэтому да­же одинаковые по внешнему виду болты различаются по прочности и коррозион­ной стойкости. Прочность же определяет­ся тремя факторами: сортом стали, техно­логией изготовления болта и режимом по­следующей термообработки.

Сегодня весь автомобильный крепеж делают методом так называемой холод­ной высадки или, иначе, холодной объем­ной штамповки. Суть этой технологии – в воздействии на заготовку такими высоки­ми механическими нагрузками, что сталь становится как бы пластилиновой и из нее «лепится» деталь необходимой формы. Резьба также не нарезается, а выдавли­вается, поэтому не приходится снимать стружку, а главное — резко повышается механическая прочность, поскольку уплот­няется структура металла. Ведь давление при обработке достигает таких величин, что готовая деталь нагревается до темпе­ратуры около 300°С!

После термообработки на крепеж на­носится гальваническое покрытие двух ос­новных видов. Это фосфатирование (болт выглядит черным) для крепежа, работаю­щего внутри узлов автомобиля и не подвер­женного непосредственному воздействию окружающей среды, или пассивирование на основе цинка для наружных болтов. Пасси­вированный крепеж выглядит желтовато-золотистым либо серебристо-голубоватым. Это зависит от состава гальванической ванны и режима обработки, но основной металл покрытия в любом случае — цинк. Главное, запомните: крепеж без покрытия -либо не автомобильного назначения, либо был украден на промежуточной стадии изготовления, возможно, до термообработки и потому его прочность сомнительна. Вто­рое отличие «правильных» болтов и гаек -отсутствие следов обработки на металло­режущих станках. Точеные детали всегда менее прочны, если только не сделаны из какой-либо специальной «оборонной» стали. Вы спросите: а как узнать, в каком именно соединении требуется особо проч­ный крепеж, и подобрать соответствую­щий болт? Косвенную подсказку даст таб­лица моментов затяжки ответственных резьбовых соединений в руководстве по ремонту автомобиля. Очевидно, чем боль­ше этот момент, тем большую нагрузку ис­пытывает соединение. Коротко можно ска­зать так: наиболее нагружены в автомоби­ле шатунные болты, болты или шпильки крепления головки блока цилиндров, бол­ты в подвеске и шаровые пальцы. Класс прочности конкретного болта иногда нане­сен на головке в виде выпуклых цифр от 5.0 до 12.9 — чем больше цифра, тем выше прочность. Гайки по прочности не различа­ются и можно понять, почему. Ведь именно материал болта испытывает нагрузку на растяжение и скручивание, тогда как гайка всегда работает на сжатие. Прочность резьбы обеспечивается выбором высоты гайки (чем она выше, тем на большее чис­ло резьбовых ниток распределяется на­грузка) и шага резьбы. Поэтому никогда не устанавливайте при замене болты того же диаметра, но с более крупной резьбой, и гайки меньшей высоты! Болты крепления головки блока цилиндров также должны быть предназначены именно для этого со­единения: скажем, ВАЗ предъявляет к ним специальные требования по удлинению резьбы при затяжке.

dhdhudhndhnydhdhndh2

1. Этот «гровер» не потеряется. На головке нане­сен логотип «БД» и класс прочности.

2. Зубчатый фланец более современен.

3. На «свежем» пластиковом вкладыше не долж­но быть следов резьбы.

4. Это не брак: поясок специально обжат по эл­липсу.

5. Если же поясок круглый, его придется накернивать после затяжки.

Еще одна тонкость — это страховка соединения от самораскручивания. В ав­томобиле все узлы подвержены постоян­ным вибрациям, поэтому приходится при­нимать специальные меры. Самая про­стая из них — обязательное использова­ние пружинных шайб, так называемых гроверов. Их закаленный зубчик препят­ствует отвинчиванию болта или гайки. В последнее время эти шайбы стали делать несъемными с болта — чтобы не терялись и для упрощения сборки. У более современных болтов и гаек под головкой вы­полнен фланец с зубчиками. Эти способы надежно стопорят соединение только при достаточно высоком моменте затяжки. Если же момент относительно невелик, то поступают иначе. Один из вариантов -гайки с пластиковым вкладышем. Они од­норазовые, так как резьба на вкладыше формируется при первичной затяжке. По­этому при покупке обращайте внимание на внутреннюю поверхность этой пласт­массовой детальки. Если на ней есть сле­ды резьбы — вам подсовывают товар «второй свежести»! Еще один способ — гайки с прорезями под шплинт. Они встречаются, в основном, на шаровых пальцах и ступицах колес старых автомо­билей. На современной технике применя­ют либо гайки, обжатые по эллипсу (их отверстие на вид слегка овальное), либо гайки с пояском для накернивания лунки против паза на оси ступицы. Первые мож­но применять два-три раза, вторые счита­ются одноразовыми, однако бывалые ав­толюбители обычно используют их по не­скольку раз, лишь бы новое накернивание не совпадало с предыдущим.

В стране всего несколько специализи­рованных заводов автомобильного крепе­жа, крупнейший из которых — белебеевский завод «Автонормаль». Среди 3500 на­именований его изделий можно найти пра­ктически любую нужную деталь с гаранти­рованным качеством. Однако обычно оп­ределить изготовителя по внешнему виду болта непросто. Выпуклый логотип «БА» наносят в Белебее лишь на часть изделий, и поэтому зачастую придется довольство­ваться копией сертификата качества и ре­путацией магазина. На рынке же масса болтов неизвестного происхождения и на­значения, покупать которые советуем только для неответственных соединений.

И в заключение — о новинках, ожида­ющих отечественных автолюбителей в ближайшее время. Уходят в прошлое шес­тигранные головки. Теперь и на наших ма­шинах появится крепеж, число граней у которого увеличено до 12 (под накидной ключ-звездочку): это более технологично и позволяет увеличить допустимый мо­мент затяжки. Вслед за тем ожидается по­явление головок TORX со специально рас­считанной кривой, образующей грани для увеличения площади контакта с головкой ключа и, соответственно, допустимого мо­мента затяжки. Такие головки уже не ред­кость на иномарках — вскоре они появятся и на машинах ВАЗа.