ОБСЛУЖИВАЕМ СВЕЧИ

Первую публикацию на эту тему см. ЗР, 2001, 9.

Решив заняться свечами, многие фа­зу хватаются за «свечной» ключ, не думая о возможных последствиях. Между тем неосторожность вкупе с до­статочной силой рук редко бывает безнаказанна: керамический изолятор не так уж трудно сломать, если ключ на свече перекошен... А это — почти прави­ло, если отворачиваешь неудобно рас­положенную свечу — например, четвер­того цилиндра в «Жигулях». Да еще примитивным трубчатым ключом, тре­бующим помощи воротка, а тот упира­ется в какие-то детали, путается в про­водах...

Впрочем, подводят и некоторые фирменные ключи, особенно если ка­саются контактной гайки: упершись в нее, опять-таки можно сломать свечу. Одна из главных проблем здесь — уме­ние совместить большое усилие (свечу иногда очень трудно вывинтить) и вы­сокую точность действия. Тут нужен мастер.

Трудности продолжаются! Наблюда­тельный и предусмотрительный, еще не начав работу, заметит, что в установоч­ном гнезде свечи скопилась грязь. Ска­жем, на двигателях переднеприводных ВАЗов свечи стоят почти вертикально: стоит их вывернуть — и песочек может посыпаться в цилиндры.

Тот, кто вовремя об этом вспомнил, уже вооружен. Разрыхлив грязь вокруг свечи (тонкой отверткой, проволокой и т. п.), можно выдуть ее сжатым возду­хом. А чтобы случайные песчинки все же не упали в цилиндр, гнездо вокруг свечи слегка смачивают вязким маслом. Теперь ее можно извлечь, не опасаясь песка, и установочное гнездо оконча­тельно очистить. В одном случае для этого достаточно промокнуть загряз­ненное масло чистой тканью, в другом -придется выскабливать опорную по­верхность подходящим инструментом. Например, показанным на рис. 1. В от­верстие свечи ввертываем резьбовую пробку со стержнем, а на нем вороток с чистящим лезвием (по диаметру гнез­да). Нескольких оборотов лезвия хва­тит, чтобы очистить гнездо даже от пес­чинок, въевшихся в поверхность. А это существенно улучшает отвод тепла от свечи к головке блока.

Теперь осмотрим гнездо. Опорная по­верхность под уплотнительным кольцом должна быть ровной, фаска в от­верстии — небольшой (диаметр — макси­мум 14,3 мм). Почему это важно? Взгля­ните на рис. 2 — примерно так распреде­ляется теплоотвод от свечи зажигания. Больше 80% тепла передается головке через резьбу и уплотнительное кольцо. Неровная опорная поверхность, грязь на ней, неисправное (смятое, надорван­ное и т. п.) уплотнительное кольцо, рав­но как и неоправданно большая фаска отверстия, приводят к перегреву свечи (о последствиях было сказано в первой нашей статье: ЗР, 2001, № 9).

По тому, как выглядят электроды и изолятор работавших свечей, можно сделать выводы о их состоянии (ЗР, 1995, № 1). Конечно, главное — соответствие «норме»: на тепловом конусе — тонкий слой отложений от серо-белого до ко­ричневого цвета, электроды чистые, се­роватые, без признаков износа («выго­рания»). Но так может выглядеть свеча только после работы мотора с большой тепловой нагрузкой.

Зимой при коротких городских по­ездках и недостаточном нагреве даже в совершенно исправном двигателе свеча ведет себя как «холодная», покрывается копотью. Есть лишь один способ этого избежать — ездить подольше, подальше, побыстрее (многим читателям ничего не останется, кроме как посчитать это за шутку). Впрочем, если свеча работает с перебоями, картина та же. Или же она действительно холодна.

dhdhudhndhnydhdhndh71Рис.1. Очистка уста­новочного гнезда све­чи приспособлением.

Другая крайность — перегрев свечи, грозящий калильным зажиганием, на­пример, тепловой конус изолятора бе­лый, а концы электродов оплавлены. Если из четырех свечей лишь одна та­кая, она либо заведомо «горяча», либо на своем месте перегревается. Нужно определить и устранить причину.

Но, положим, признаков аномалий в теплоотдаче свечей нет, а просто при­шел естественный срок их замены: элек­троды изношены, на изоляторах — сле­ды эрозии и т. д. Вы купили комплект новых...

Терпение! Вынув из упаковки, гото­вим свечу к монтажу: проверяем мар­кировку, затяжку контактной гайки, со­стояние уплотнительного кольца и, очи­стив свечу от смазки (если это требует­ся), величину зазора между электрода­ми. Подчеркну: он должен быть таким, какой предписан заводом—изготовите­лем автомобиля! Даже если это проти­воречит рекомендациям на фирменной упаковке.

Зазор измеряем особыми щупами -из калиброванной проволоки. Как его изменить? 'Уменьшить — несложно лег­кими ударами по «массовому» электро­ду, вдоль свечи (рис. 3). Увеличить? Не спешите браться за отвертку! Многие так делают, но и свечей испорчено... -не счесть. Даже не повредив изолятор, можно нарушить установку централь­ного электрода (последний из-за разни­цы в коэффициентах теплового расширения сидит в отверстии изолятора с за­зором). Если электрод касается изолято­ра, свеча «горячее». Стоит ли прово­дить такие опыты на собственном авто­мобиле?

dhdhudhndhnydhdhndh72Рис 2. Так распре­деляется теплота, отдаваемая свечой.

dhdhudhndhnydhdhndh73Рис 3. Так уменьшают зазор между электро­дами.

Для увеличения зазора лучше всего подходит показанный на рис. 4 крючок. Не хотите выпиливать такой сложный? Сплющив конец гвоздя, согните из него. Такое приспособление позволяет ото­гнуть «массовый» электрод, не прикаса­ясь к центральному. Рекомендуемые АвтоВАЗом межэлектродные зазоры свечей для различных автомобилей приводим в таблице.

А теперь поговорим о правилах мон­тажа свечей. Хотя многие считают, что никаких правил нет — затяни потуже и точка!

Не тут-то было: хорошо работают свечи у того, кто затягивает их поло­женным моментом, а не меньшим или большим. Если свеча затянута слабо, она почти не повлияет на способность цилиндра работать — все равно в нем происходит сгорание. Но свеча уже не может отдать лишнее тепло головке блока ни через резьбу, ни через уплотнительное кольцо — и начинает перегре­ваться. Возникнет калильное зажига­ние. Если, осматривая работавшую све­чу, вы видите оплавившиеся электроды (и тем более выгоревшие), то скорее всего она была слабо затянута.

Когда же свечу завинчивают слиш­ком туго, грозит другая опасность -повреждение изолятора: от чрезмер­ного усилия затяжки деформируется корпус. В изоляторе, как минимум, по­являются микротрещины. Пока они свежие и заполнены воздухом, свеча работает как обычно. Но со временем вместо воздуха в трещинах окажется грязь, электрическое сопротивление изолятора снизится, и свеча станет не­надежной.

dhdhudhndhnydhdhndh74Рис 4. Крючок для уве­личения зазора между электродами свечи.

Подобные скрытые дефекты свечей, как правило, невозможно выявить обычной проверкой «на искру». Требу­ется специальное оборудование. Води­тель лишь констатирует, что по «непо­нятным причинам» мотор стал тянуть слабее, а на АЗС заезжать вынуждает чаще. Так что лучше не доводить дело до сомнений! А для этого... — правильно затянем свечи. Но как?

В прежние времена, когда встреча­лись свечи с уплотнительными кольца­ми разной конструкции, рекомендации в инструкциях по ремонту автомобилей ВАЗ настоятельно советовали затягивать свечи моментом до 39 Н-м (тогда даже жесткое кольцо хорошо обминается и обеспечивает достаточное уплотнение).

Сегодня конструкция уплотнительного кольца у большинства производи­телей позволяет свече нормально рабо­тать после затяжки моментом 20-30 Н"м. Сильнее воздействовать на нее нет смысла, тем более что и прочность резьбы в алюминиевой головке небез­гранична.

Конечно, не часто увидишь, что кто-то затягивает свечи динамометриче­ским ключом. Обычно их перетягивают. Избежать этого можно, следуя простым правилам: от руки завернуть свечу до упора (если резьба чистая, это нетруд­но); надеть на нее ключ и убедиться (слегка нажав), что упор достигнут, пос­ле чего довернуть свечу еще на 90°, если уплотнительное кольцо новое. Если уже обжатое, то хватит доворота и на 30°.

Сказанное относится к обычным све­чам с плоской уплотняющей поверхно­стью. Если же на двигателе стоят свечи с коническим уплотнением, то их доворот ключом (после упора) — всего 15°.

МЕЖЭЛЕКТРОДНЫЕ ЗАЗОРЫ СВЕЧЕЙ. ДАННЫЕ АВТОВАЗА

Семейство автомобилей

Система зажигания

Зазор* мм

2101 ...2107, 2121

Батарейная, с контактным управлением током первичной обмотки, с механичес­ким распределением высокого напря­жения по цилиндрам

0,5-0,6

21213,2131, 2108...2110

Транзисторная, с генерированием им­пульсов управления моментом искрообразования датчиком Холла, с бескон­тактным управлением током первичной обмотки катушки, с механическим распределением высокого напряжения по цилиндрам

0,7-0,85

21102... 21103, 2111, 21214, 2123

Транзисторная, с бесконтактным микро­процессорным управлением током пер­вичной обмотки двух двухискровых ка­тушек, со статическим распределением высокого напряжения по цилиндрам

1,0-1,15

'Установочный межэлектродный.