О затяжке

Нормированная затяжка резьбовых соедине­ний — это, по сути, залог надежной и безопас­ной эксплуатации автомобиля. Перетянете -нарушите резьбу, недотянете — не достигнете необходимой жесткости или герметичности узла. А в условиях постоянной вибрации и ударов неминуемы потеря жесткости, воз­никновение люфта, смещение элементов и даже авария — смотря что отвернется.

Допуск на момент затяжки резьбового со­единения (ОСТ 37.001.031-72) задается в технологических картах изготовления и ремонта изделия. По степени ответственности резьбовые соединения делятся на классы: 1 — особо ответственные, 2 — ответственные, 3 — общего назначения, 4 — малоответствен­ные. В зависимости от класса задают раз­личные отклонения момента затяжки от но­минального значения в меньшую сторону. На АвтоВАЗе, например, для резьбового соеди­нения 1-го класса эти отклонения составля­ют — 5%, для 2-го -15%, для 3-го — 35% и для 4-го класса — 55%. Отклонение же в большую сторону для всех классов резьбо­вых соединений одинаково и равно +5%. Столь жесткое нормирование верхнего пре­дела вне зависимости от класса соединения объясняется тем, что номинальное значение момента принимают близким к пределу те­кучести материала.

Для контроля и затяжки используют моментные (динамометрические) ключи и от­вертки. Различают (ГОСТ Р 51254-99) ключи моментные шкальные и предельные.

С точки зрения метролога, шкальный ключ — это средство измерения, предназна­ченное для отображения текущего значения крутящего момента при нормированной за­тяжке с установленной погрешностью. Ины­ми словами, это инструменте аналоговой или цифровой шкалой, по которой можно на­блюдать изменение момента затяжки. В от­личие от него, предельный ключ сообщит только о достижении нормированного значе­ния крутящего момента. На его шкале задают момент затяжки, о достижении которого ин­струмент сигнализирует (например, щелч­ком). Если резьбовое соединение законтрено контргайкой или не законтрено вообще, то можно использовать оба типа ключей. Если же применены спецшайбы, шплинты и т.п., то нужно использовать шкальные ключи.

ТАБЛИЦА 1. ТРЕБУЕМЫЕ МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ

Модель автомобиля

Общий диапазон моментов затяжки, Нм

Предпродажная подготовка. Рекомендуемые моментные ключи — диапазоны, НМ

Техническое обслуживание и ремонт. Рекомендуемые моментные ключи -диапазоны, Н'м

«Волга» (ГАЗ-3102, 3110)

4-180

10-50 30-140 (12-60) (30-150)

4-25

10-50 (12-60)

30-140 (30-150)

40-200

ВАЗ-2101...2110

4,4-280

30-140 (30-150)

4-25

10-50 (12-60)

30-140 (30-150)

60-300

«Москвич», ИЖ

6-215

30-140 (30-150)

4-25

10-50

30-140 (30-150)

60-300

«Газель»

4,5-380

10-50 30-140 8O-W0 (12-60) (30-150) (100-500)

4-25

10-50

30-140 (30-150)

8МО0 (100-500)

КамАЗ

8-500

30-140 100-500

4-25

10-50

30-140

(30-150)

60-300 100-500

«Урал»

12-800

30-140 100-500

10-50

20-100

30-140 (30-150)

80-400 200-1000

МАЗ

12-640

30-140 60-300

10-50

30-140 (30-150)

60-300 140-700

В автосервисе в зависимости от вида работ должны использоваться ключи с диапазона­ми, приведенными в табл. 1. Эти цифры со­ответствуют возможностям реальных клю­чей, находящихся в обращении. Остается по­добрать подходящие для конкретной работы, но это не так-то просто... Дело в том, что не каждый из упомянутых ключей внесен в Гос­реестр средств измерений России.

Внимательно сравнив данные в двух таб­лицах, обнаружим, что в диапазоне от 4 до 12 Нм работать нечем: такие моментные ключи в реестре отсутствуют и серийно не выпускаются. В диапазоне 80-400 Нм также непорядок — ни один ключ не перекрывает его полностью.

К сожалению, используемые в России предельные моментные ключи зарубежных фирм не прошли типовых испытаний и не внесены в Госреестр. Поэтому их примене­ние, вообще говоря, полулегально. Выводы о надежности затяжки резьбовых соединений на наших автомобилях предлагаем сделать читателям.