О холодной сварке

Нужно отремонтировать текущий бензобак, радиатор, заделать пробоину в картере, восстановить сорванную резьбу, соединить детали? Обычно это делают сваркой, пай­кой, эпоксидным клеем. Первые две — каж­дая по-своему — справятся с задачей, но требуют специального оборудования и на­выков. Эпоксидка в применении проще, од­нако даже в сравнении с пайкой прочность соединения невысока, особенно если оно должно работать хотя бы при температуре 70-80°С. Затвердевшая смола, если не при­менить пластификаторов, довольно хрупка. Процесс отвердевания долог, первые не­сколько часов смола течет, затрудняя ре­монт «вертикалей»...

Препараты, называемые «холодная свар­ка», лишены этих недостатков. Средства, на первый взгляд, волшебные — как утвержда­ет инструкция, голыми руками за 10-20 ми­нут можно убрать на крыле дыру от ржав­чины или восстановить сорванный болт. Так ли? Мы купили на проверку пять составов (именно «холодной сварки», а не «клея» или «средства для соединения»): два российских против трех иноземных. Все «сварщики», как минимум, обещают восстановить резьбу, устранить течь топ­ливного бака и радиатора, заделать трещины и сквозные дыры от коррозии, соеди­нить металл, пластик, стекло, другие мате­риалы.

Но как проверить выполнимость этих обе­щаний, если нормативной документации на «холодную сварку» не существует? Погово­рив со специалистами, выработали свою методику, состоящую из четырех этапов.

Сначала изготовили образцы. Затем ис­портили их, имитируя реальные поврежде­ния. И «вылечили», как сказано в инструк­циях. Чтобы оценить способность препара­тов скреплять детали, сделали образцы со­единения внахлест. Потом все ис­пытали на изгиб и на разрыв: что, если крыло с устраненной трещиной придется рих­товать? Рвать пробовали и при комнатной, и при повышенной температурах — ведь изго­товители сами о них заявили.

Общие выводы таковы.

Все опробованные «холодные сталева­ры» могут исправлять дефекты, повышая прочность образца по сравнению с повреж­денным («нулевым»). Предел прочности на разрыв у всех практически одинаков и со­измерим с показателями паяного соедине­ния.

Однако пластические свойства (угол за­гиба) и прочность на срез у всех «сварщи­ков» весьма невысоки. Особенно у «Поли­рема». При выборе способа ремонта авто­мобиля с этим необходимо считаться.

Напоследок чиним резьбу. В стальном бруске сделали резьбовые отверстия под винт Мб и сравнили моменты срыва исход­ной и восстановленной резьб. По этой части все препараты разочаро­вывают. Изначальную прочность резьбе не вернул ни один, но особенно отстал «Полирем». Очевидно, в сколько-нибудь ответст­венных соединениях полагаться на «услуги» этих составов по меньшей мере легкомыс­ленно! Можно, пожалуй, только наживить винт. Но в каких-то пластмассовых (и т. п.) деталях восстановленная резьба послужит.

Что же, совсем никудышные помощники? Отнюдь. Как сказал наш ведущий эксперт: «Сравнивать их со сваркой можно, но назы­вать таковой — нельзя!» По сути, это мате­риалы для склеивания, и относиться к ним надо соответственно.

Больше всех понравился «РемМЕТАЛЛ». С ним легко работать, так как его жизнеспо­собность в 4-5 раз выше, чем у других пре­паратов, а характеристики относительно высоки. Некоторые препараты (1, 3, 4) за­стывают так быстро, что не успеваешь тол­ком сообразить, как и куда их намазать.

Мы отремонтировали «РемМЕТАЛЛом» датчик уровня топлива «девятки», загерметизировав соединение приемной трубки с фланцем, где была трещина. Те­перь при полной заправке бака бензин не вытекает.

НАША СПРАВКА

Сварка — процесс получения неразъем­ного соединения путем установления межатомных связей между свариваемы­ми частями при их местном или общем нагреве или пластическом деформиро­вании, или совместном действии того и другого.

Холодная сварка — сварка давлением при значительной пластической деформации без внешнего нагрева соединяемых час­тей. (ГОСТ 2601-74)

Склеивание — соединительный процесс, обеспечивающий монолитность соедине­ния за счет введения вещества (клея) без введения энергии (давления, теплоты).