О топливных фильтрах

Об устройстве фильтров тонкой очистки топлива и об их эксплуатационных достоинствах (увеличение ресурса двига­теля, защита карбюратора от загряз­нений) достаточно подробно рассказыва­лось в сентябрьском номере журнала за 1984 год. Тогда эти фильтры были для нас новинкой, теперь стали привычным элементом конструкции, штатной принад­лежностью автомобилей нового поколения. Многие водители весьма успешно применяют их и на машинах прежних моделей.

Какие же выводы можно сделать на основе пятилетнего опыта массовой эк­сплуатации топливных фильтров тонкой очистки? Каково положение с ними сегодня? Рассказать об этом мы попро­сили сотрудника НАМИ кандидата тех­нических наук Г. БОРИСОВУ.

Первое, что нужно с удовлетворе­нием отметить, — топливные фильтры тонкой очистки стали доступными по­всеместно, недостатка в них нет. К про­изводству их подключились десять заво­дов в разных городах страны. Боль­шинство из них делает в принципе одну и ту же модель неразборного фильтра, изделия различаются лишь некоторыми несущественными частностя­ми, определяемыми технологией произ­водства. Цена тоже одинакова — 2 руб. 50 коп. Предназначены эти фильтры для автомобилей класса «жигулей» или «моск­вичей», а заменять их предписывается через    20    тысяч    километров    пробега.

Однако опыт эксплуатации показал, что фактический ресурс фильтра в подавляющем большинстве случаев суще­ственно выше. Так, в средней полосе на­шей страны, где нет чрезмерной запы­ленности, топливный фильтр тонкой очистки сохраняет работоспособность на протяжении 30—35 тысяч километров пробега. Правда, ввести этот показатель в инструкцию нельзя, поскольку есть и экстремальные условия, но иметь в виду можно.

Следует отметить, что два завода — в Ленинграде и в Энгельсе — выпу­скают несколько измененную модифика­цию фильтра, с маркировкой ФТМ-1. Отличается она тем, что в донышко фильтрующего элемента (по ходу потока топлива — до шторы) встроен неболь­шой магнит, который задерживает метал­лическую пыль. В связи с этим штора загрязняется меньше и ресурс ее возра­стает на 5—10 тысяч километров. Но и цена магнитного фильтра соответственно несколько выше — 3 руб. 50 коп.

В текущем году в г. Николаеве начат выпуск топливных фильтров тонкой очист­ки для автомобилей класса «Волги». Он немного крупнее и сделан разбор­ным,    поэтому    в    эксплуатации    можно заменять только сам бумажный филь­трующий элемент (завод будет поставлять эти элементы в торговую сеть). Мате­риал шторы здесь тот же, что и у неразборного фильтра, соответственно и тонкость отсева такая же, но площадь шторы в полтора раза больше. Это по­зволило обеспечить требуемый уровень ресурса фильтра при большем объеме пропускаемого бензина, Надо заметить, что габарит изделия не препятствует установке его на меньшие автомобили, а срок службы фильтра а этих условиях будет пропорционально выше. Еще одна особенность нового фильтра состоит в том, что элемент поджат пружиной и во время работы двигателя несколько сме­щается в зависимости от перепада давления до и после шторы. Величина смещения служит показателем фактиче­ской загрязненности элемента, а на про­зрачном корпусе имеются соответствую­щие метки.

В заключение еще об одной конструк­ции. Кооператив «Аура» в литовском городе Паневежисе выпускает и продает топливный фильтр тонкой очистки соб­ственной конструкции. Он разборный, а шторой служит ткань, полоску кото­рой накручивают на каркас фильтрующего элемента (кусок такой ткани прилагается к изделию). В инструкции сказано, что номинальная тонкость фильтрации — 15 мкм (такая же, как у бумажных элементов), но на деле это не так. Проверка показала, что через ткань проходят частицы грязи размером до 45 мкм, то есть фильтрация здесь при­мерно в три раза грубее, чем у бумаги. Разумеется, взаимоотношения коопера­тива и покупателя — это дело только двух сторон, но иметь в виду сказан­ное стоит.