Материалы для ремонта глушителя

Бубнящие «спортивные» глушите­ли сегодня в моде. Но все же среди автолюбителей хватает чудаков, предпочитающих тихий выхлоп. Треск прогоревшего глушителя раз­дражает.

Строго говоря, разрушается выпу­скная система не только от высокой температуры. Здесь действуют и аг­рессивные продукты выхлопа, резко ускоряющие коррозию, и вибрации, вызванные работой двигателя, а внут­ри — еще и мощные акустические ко­лебания. Обычно мы сталкиваемся с «прогарами», когда в корпусных дета­лях образуются прорехи. При кругло­годичной эксплуатации глушители отечественных автомобилей требуют замены в лучшем случае через 2-3 го­да, на «круто посоленных» дорогах -еще быстрее. Детали из нержавейки держатся гораздо дольше, но и стоят намного дороже. Импортные выпускные системы изготавливают из специ­альных сталей с защитными покрыти­ями, поэтому они долговечнее боль­шинства наших. Однако в конце кон­цов и лучшая выхлопная система раз­рушается.

Какими же методами можно изба­виться от неприятного звука?

В тех случаях, когда глушитель начи­нает «повышать голос», хотя его корпус не поврежден, речь чаще всего идет о внутренних разрушениях. Тогда ре­цепт один — замена. Впрочем, он годит­ся и для других видов повреждений. Это легко сделать на отечественных автомо­билях: в магазинах полно запчастей от разных производителей, и стоят они не очень дорого (одна деталь — в пределах 300-700 руб.). Для многих же иномарок — цены на порядок выше.

Второй метод — сварка. Однако это не всегда возможно и не каждому дос­тупно: либо нет сварочного аппарата под рукой, либо умелого сварщика, а порой «лохмота» вокруг дыры такая, что и варить заплату ни к чему.

Остается третий вариант: заклеим дыру! Что же наука химия тут предла­гает?

ВОТ ТАКАЯ «ХИМИЯ»

Нынче немало однокомпонентных от­носительно жидких композиций для за­полнения стыков при сборке выпуск­ной системы. К ним можно отнести первые три состава из таблицы.

Достаточно текучие, они заполняют все щели и, как смазка, помогают при сборке. После прогрева до ра­бочей температуры они полимеризуются и образуют плотную, хорошо герме­тизирующую массу, не мешающую раз­борке этого стыка в будущем.

Однокомпонентные композиции содержат разбавитель, который улету­чивается не сразу. По окончании ремонта их нужно выдержать доволь­но долго, не пуская двигатель, иначе при сильном нагреве «сырой» состав «вскипит», потеряет прочность и хоро­шей герметизации не обеспечит. К со­жалению, ни в одной из инструкций четко не указано время сушки. Экспе­риментально мы определили, что при толщине слоя 4-5 мм и 20°С все соста­вы высыхают в течение 20-24, а при 50°С — в течение 3—4 часов.

Для ремонта сквозных повреждений в неудобных местах (например, в сты­ке трубы с корпусом глушителя), где трудно или невозможно применить ка­кую-либо заплату, наложить бандаж и т. д., нужны более густые составы, полимеризующиеся при нагреве. Общие правила их примене­ния: тщательная очистка места повре­ждения от окалины и грязи (по воз­можности до чистого металла); обез­жиривание; «втирание» тонкого слоя вокруг пробоины; нанесение толстого (3-6 мм) слоя состава с перекрытием места прогара; сушка и полимериза­ция при работе двигателя на холостом ходу в течение 10-30 мин.

Для чего препарат «втирают» в по­верхность металла? Это часто бывает необходимо, особенно когда поверх­ность шероховатая. Просто наложив, намазав препарат, хорошей адгезии («прилипания») не получишь — останут­ся поры, заполненные воздухом.

Прогар более 5 мм в поперечнике ре­комендуется подкрепить заплатой с ар­мирующими материалами (стеклотка­нью или металлической фольгой). Тем­пература, при которой можно работать с составами, — не ниже 20°С, поэтому нередко приходится прогревать выпу­скную систему, запуская двигатель. В противном случае химические реак­ции сильно затормаживаются, полного отвердения сделанной заплаты можно и не дождаться.

ЗАСУЧИМ РУКАВА!

Повреждения цилиндрических поверх­ностей заделываем с помощью банда­жей, в основном они стеклотканевые. Ширина лент — 5-6 см при длине около 1 м. Есть ленты, предварительно пропитанные связующим (на них с обе­их сторон пленки, защищающие от вы­сыхания). Остальные требуют наносить связующее в процессе ремонта. Кроме стеклоленты, некоторые комплекты со­держат толстую металлическую фольгу и проволочные стяжки.

Фольгу, а поверх нее ленту наматы­ваем на поврежденный элемент и за­крепляем проволокой или скотчем. После прогрева двигателя в течение10-30 минут бандаж спекается в проч­ную неразъемную рубашку и за счет термоусадки прочно герметизирует по­вреждение. Оставить проволоку или снять — на усмотрение владельца.

Для ремонта больших прогаров глу­шителя (более 2×2 см) можно воспользо­ваться следующим способом. Удаляем непрочные края прорехи и тщательно очищаем металл вокруг, чтобы обеспе­чить лучшую адгезию. Из тонкой жести вырезаем заглушку размером на два-три миллиметра больше. В ней делаем пару отверстий, через которые пропускаем мягкую стальную проволо­ку диаметром 1-2 мм. Смазываем края заглушки любым препаратом из приве­денных в нашей таблице, заводим ее внутрь дыры и концами проволоки за­крепляем в глушителе. Этим же герметиком заделываем всю поверх­ность заглушки с перекрытием краев.

И, наконец, последнее, что есть в про­даже — двухкомпонентные составы («хо­лодные сварки»): клей-компаунд фирмы «Десан» и аптечка глушителя «Ремме­талл».

Клей-компаунд фирмы «Десан» нор­мально работает до температуры 290°С и может применяться в основном на глушителях. Детали системы, располо­женные ближе к двигателю, могут нагреваться и сильнее, для них он не го­дится. Укомплектован куском стекло­ткани. Время отверждения при 20°С -24 часа, а при 60°С — 2 часа.

«Ремметалл» набирает положенную прочность и твердость за пять-шесть ча­сов при комнатной температуре. А на­гретый до 70°С — за полтора часа.

ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ РЕМОНТА СИСТЕМЫ ВЫПУСКА

Фирма

Название препарата

Вес. г

Цена, руб.

? Герметики

Qualco

Sealer

142

108

Qualco

Muffler \№ld (банка)

115

80

Victor

Muffler Mender

170

100

Qualco

Muffler Repair (две металл, заглушки)

42

98

Abro

Muffler Tailpipe Sealer MTK-1

85

65

? Бандажи

Donedea

Бандаж для глушителя

100

Permatex

Muffler Tailpipe Bandage MB-1

55

Permatex

1000 Plus Repair Kit

75

Qualco

Muffler Bandage

67

Victor

Repair Kit с фольгой

84

liquimoly

Bandage (банка + перчатки)

200

? Двухкомпонентные составы

«Десан»

Клей-компаунд для ремонта глушителей

125

84

«Ресурс»

«Ремметалл» (аптечка глушителя)

300

130

Хорошо уплотняет соединения выпускной системы термостойкий герметик. Но вла­дельцам машин с лямбда-зондом нужно быть настороже — не всякий безвреден для дорогого датчика. Если на упаковке нет соот­ветствующей надписи, лучше не рисковать.