Масло малых дизелей

На легковых автомобилях применяют несколько иные дизели — их называют малыми. особенности моторных масел для них.

Малые дизели популярны в Европе и Японии, где их применяют на легких гру­зовиках, джипах, легковых автомобилях-такси и т.д. Америка в «малой дизелизации» практически не участвует — во всяком случае, пока. Поэтому специальные тре­бования и методы испытаний масел для легких дизелей оговорены отдельно лишь в Старом Свете классификацией ССМС (Комитет производителей двигателей), а не американской АРI. Но к этому мы еще вернемся, а пока разберемся с конструк­тивными особенностями моторов с точки зрения «масленщика».

Двигатель легкового автомобиля должен быть как можно меньше и легче. Для тяжелых грузовиков эти требования не столь важны, а для гусеничных тракто­ров, например, большой вес двигателя и вовсе яв­ляется положительным фактором. Жесткие огра­ничения на габарит и массу дизелей легковых машин вынуждают конст­рукторов «ужиматься» до размеров бензиновых мо­торов. Небольшой диа­метр цилиндров и, следо­вательно, рабочий объем существенно ухудшают условия смесеобразова­ния и сгорания по сравне­нию с большим дизелем.

Чтобы получить необ­ходимую мощность при ма­лом рабочем объеме, коленвал заставляют вра­щаться в два и более раз быстрее, чем на тяжелых грузовиках. Например, обычно номинальная мощ­ность 12- , 14- , 16-литро­вых двигателей достигает­ся при 1900...2100 об/мин, а 2- , 2,5-литровых — при 4000...4500 об/мин. В результате растут механические нагрузки от инерционных сил на детали двигателя и разделяющие их масляные пленки, а время смесеобразования сокращается. Поэтому дизели легковых автомобилей нередко вы­полняют с разделенными камерами сгора­ния (вихрекамерные и предкамерные). Од­нако такая организация рабочего процесса имеет существенный недостаток — образу­ется большое количество сажи. (Кстати, ди­зелям с непосредственным впрыском, кото­рых становится все больше, это менее свойственно.) Следовательно, старение масла, повышение его вязкости в предкамерных моторах идет более интенсивно. Кроме того, в разделенных камерах сгора­ния частицы сажи получаются крупнее. Ста­ло быть, чтобы поддерживать их во взве­шенном состоянии, от масел требуются бо­лее высокие диспергирующие свойства.

Чтобы получить большую мощность, на легких дизелях все чаще используют турбонаддув. Так, в 80-х годах из 15 дизельных легковых автомобилей и легких грузовиков. сделанных в Европе и Японии, только во­семь были с турбонаддувом. Ныне из 25 аналогичных моделей все оснащены турбо­наддувом, а 10 — еще и промежуточным ох­лаждением (интеркулером). Давление воз­духа во впускном коллекторе за турбоком­прессором превышает атмосферное в 1.5-2 раза; и в цилиндрах на протяжении всего цикла оно выше, чем снаружи. Поэтому у современного дизеля по сравнению с безнаддувным вариантом газы активнее про­рываются в картер. Добавьте еще повы­шенную температуру деталей цилиндропоршневой группы и проблемы, связанные с охлаждением «разгоряченного» подшипни­ка турбокомпрессора (частота вращения -до 40 000 об/мин). Это дополнительные фа­кторы, которые увеличива­ют «нагрузку» на масло и скорость его старения.

Много легковых дизе­лей эксплуатируют в горо­дах, отсюда — высокие тре­бования к экологическим показателям. Чтобы уложиться в нормативы, используют рециркуляцию отработавших (выхлопных) газов, автомобили оснащают катализаторами, это также ужесточает ус­ловия работы масла.

Сроки смены таких масел, как правило, мень­ше, чем для бензиновых двигателей, установлен­ных на тех же автомобилях (см. таблицу). Гораздо реже масло меняют в многолитровых грузовых дизе­лях: один раз за 20, а то 40 тыс. км.

Итак, масло для мало­го дизеля нужно специаль­ное. Покупая масло для своего легкового дизельного автомобиля, обратите внимание на индексацию на упаковке. Солидные про­изводители указывают все классификации и спецификации, которым отвечает данный продукт (то есть на соответствие которым он испытан). Так, по классификации ССМС масло, «устраивающее» современные легковые дизели, обозначалось РD2 (раssenger саг diesel 2 — масло для дизелей легковых автомобилей, второе поколение). Масла для дизелей больших грузовиков обозначались индексами D3, D4, D5. Организация ССМС прекратила свое существование, ныне вместо нее действует АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Классификация АСЕА постепенно сменяет предшествующую. В ней предусмотрены три индекса, обозначающие уровень масла для малых дизелей: В1 — маловязкие энергосберегающие, В2 — стандартный уровень требований (для типичной эксплуатации современных моделей), ВЗ — масла для последних моделей автомобилей (выпуска 1995 года и позже), специально разработанные для увеличения срока службы.

Стоит обратить внимание на то, соот­ветствует ли приобретаемое масло требо­ваниям спецификации фирмы, выпустившей автомобиль. Например, масла для современных моделей «Фольксвагена», в том числе оснащенных дизелями, должны соответствовать спецификации VW 505.00; легковые «мерседесы» выпуска до 1990 года можно эксплуатировать на маслах, отвечающих фирменным требованиям МВ226.0 и МВ226.1; более современные модели требуют масел, соответствующих МВ226.5: для автомобилей «Ровер» оптимальны масла по спецификации ВLS.22.OL.09.

Малочисленные дизели легковых автомобилей американского производства следует эксплуатировать на маслах СЕ. СF-4. CG-4, в зависимости от возраста машины (классификация АРI — общая для малых и больших дизелей). Японские двигатели работают на аналогичных продуктах — классов CD, СЕ,СF-4.

Излишне, наверное, говорить, что от масла напрямую зависит срок службы двигателя. Надеемся, эта статья поможет избежать опрометчивых поступков, вроде заправки дизельной иномарки «камазовским» М1ОГ2К, купленным в автобусном парке. Помните — минутная выгода не оправдает затрат на преждевременный ремонт мотора.

Периодичность замены масла для некоторых легковых автомобилей в зависимости от типа двигателя

Фирма-изготовитель

Срок смены масла, тыс. км

бензиновый

дизельный

БМВ

12'

10"

«Вольво»

15

7,5-10

«Мазда»

10

5

«Мерседес»

15

15

«Ниссан»

15

10

«Опель»

15

7,5

«Пежо», «Ситроен»

15

10

«Рено»

10

7,5

«Ровер»

10-20

10-20

„Тойота“

10

10

ФИАТ

15

7,5-15

„Фольксваген“/»Ауди"/СЕАТ

15

15

-Форд"

10-15

10-15

Статистические значения; масло заменяют по информации бортового компьютера.