Масла. Общие сведения

Масла, применяемые в смазочных системах двига­телей внутреннего сгорания, называют моторными маслами. Их главное назначение — снижать износ деталей двигателя за счет создания на по­верхностях трущихся деталей прочной масляной пленки.

Нормируемые показатели качества.

Для того чтобы моторные мас­ла могли обеспечивать надежную и долговечную работу двигателей без потери заданных мощности и экономичности, показатели их качества долж­ны соответствовать требованиям, установленным стандартами и техничес­кими условиями.

Кинематическая вязкость. Важнейшим показателем качества моторно­го масла, характеризующим его способность к надежному обеспечению жидкостного трения, является кинематическая вязкость. Чем она выше, тем прочнее масляная пленка на поверхностях трения, лучше уплотне­ние колец в цилиндрах, меньше расход масла на угар. Вязкость масла с понижением температуры резко возрастает, поэтому ее значение должно быть оптимальным, обеспечивающим жидкостное трение как при длительной ра­боте прогретого двигателя, так и сразу после его холодного пуска при от­рицательных температурах. Кинематическая вязкость моторных масел, ис­пользуемых в смазочных системах автомобильных двигателей, равна 6—14 мм2/с при 100°С. С понижением температуры она быстро увеличивает­ся, достигая при минус 20° С значения 10000 мм2/с и более. Масла с ки­нематической вязкостью 6—8 мм2/с используют в зимнее время, с вяз­костью 10—14 мм2/с — летом.

Температура застывания. Это температура, при которой масло теряет текучесть. Данный показатель в определенной мере характеризует прокачиваемость масла и его влияние на пусковые свойства двигателя. У летних масел температура застывания от минус 15 до минус 20° С, у зимних от минус 25 до минус 30° С, у всесезонных достигает значения минус 45° С.

Коррозионность. Потенциальную способность масла вызывать кор­розионный износ деталей автомобилей характеризует коррозионность. У высококачественных марок моторных масел, применяемых на автомобилях КамАЗ и ВАЗ, коррозионность отсутствует, у масел других марок не должна превышать 20 г/м

Содержание механических примесей и воды. Механических примесей в маслах без присадок не должно быть, а в маслах с присадками их значение не должно превышать 0,15% по массе, причем механические примеси не должны оказывать абразивного действия на трущиеся поверхности. Вода в моторных маслах должна отсутствовать. Даже небольшое количест­во воды вызывает образование пены и эмульсии и тем самым ухудшает прочность масляной пленки на деталях.

Присадки. Это специальные вещества, добавляемые в моторные масла для улучшения их качества. Присадки, улучшающие какое-либо одно свойст­во масла, называют однофункциональными, улучшающие сразу несколько свойств — комплексными.

Вязкостные (загущающие) присадки. Их добавляют к маловязким маслам. Такие присадки повышают индекс вязкости моторных масел, т. е. увеличивают вязкость в области высоких температур и придают ему способ­ность в меньшей степени увеличивать вязкость при понижении температуры.

Депрессорные присадки. Они задерживают рост кристаллов парафина! из-за чего температура застывания масла понижается на 15—20° С.

Антиокислительные присадки. Эти присадки препятствуют образова­нию в работающем масле кислот и химических соединений, вызывающих коррозию детален.

Моющие присадки. Их применяют для удержания частиц, загрязняю­щих масло при его работе, во взвешенном состоянии, уменьшая тем са­мым осаждание лаков и осадков на поверхностях деталей двигателя и в маслопроводах.

Антикоррозионные присадки. Они способствуют образованию на поверх­ности деталей защитной пленки, предохраняющией от коррозии.