МАСЛА ДЛЯ МОТОРА

Сегодня на нашем «масляном фронте» — перемены, причем основатель­ные. Меняется и ассортимент выпускаемых масел, и система их маркировки. Все это полезно и нужно, однако многие автомобилисты потеряли ориенти­ровку и сталкиваются с трудностями там, где их не должно быть. Видимо, пришло время поговорить обо всем по порядку.

Маркировка

Кто-то скажет: ерундой зани­маются, было бы масло, а там хоть горшком его назови. Не торопитесь со столь резкими выводами, лучше обратимся к существу вопроса.

У всякого масла есть множество показателей, указываемых в техниче­ской характеристике, но нас, покупа­телей, интересуют в основном две вещи: уровень качества (подойдет ли оно для моей машины) и вязкость (годится ли для предстоящего сезо­на и вообще для данного климата). Ответ именно на эти вопросы со­держится в маркировке любого то­варного сорта — как отечественного, так и зарубежного, нужно лишь знать правила расшифровки. К сожалению, этой не очень хитрой «наукой» владеют далеко не все — чаще просто запоминают название одного, макси­мум двух «своих» сортов. Отсюда многие неурядицы, особенно после того, как на нашем рынке стали появляться разнообразные импорт­ные масла. В них вообще мало кто разбирается, хотя и относятся с почте­нием (кстати, не всегда адекватным).

Прежде в мире существовало мно­жество видов маркировки моторных масел, но жизнь заставила отказаться от этой многовариантности и прийти к единой системе. Исключение сего­дня только наше родное СНГ. Наша система не лучше и не хуже мировой, просто она другая. Смысла в этом нет никакого, кроме «собственной гор­дости» (что до недавнего времени было важным фактором), а осложне­ний не счесть. Поэтому ныне принято единственно разумное решение — перейти на мировую систему ин­дексации моторных масел. Суть ее в следующем.

Вязкость определяется и указы­вается по методике, разработанной в свое время американским Об­ществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Enqeneers, сокращенно SAE) — одним из «китов» международной стандартизации. По­этому буквы SAE, стоящие на эти­кетке, означают, что последующие цифры характеризуют вязкость дан­ного сорта. Только вязкость и ничего другого, несмотря на все домыслы и легенды.

Принятые нормы вязкости и со­ответствующие обозначения сезон­ных (зимних и летних) сортов мотор­ных масел приведены в табл. 1. Буква W (winter — зима) ставится в обозначениях зимних сортов, у лет­них никакой буквы нет.

Но большинство автомобилистов во избежание лишних хлопот предпо­читают применять не сезонные сорта, а так называемую «всесезонку». По существу это зимнее масло, однако со специальной присадкой, которая не допускает разжижения продукта при высокой температуре. На холоде загуститель не действует, а чем боль­ше нагрев, тем сильнее проявляется его присутствие. Иными словами, на морозе мотор запускается как с зим­ним маслом, а в рабочем режиме оно остается достаточно вязким, словно летнее. Эти свойства непосредствен­но отражены в маркировке вязкости всесезонных сортов: после букв SAE сначала следует «зимний» показатель (именно так это масло ведет себя на холоде), а затем — «летний» (так масло выглядит при 4-ИОО °С). Между двумя обозначениями обычно ставят черточку или знак дроби, а иногда и вовсе ничего. Вышесказанное мож­но проиллюстрировать следующим примером: вязкость широко извест­ного «жигулевского» масла М5з/10Г теперь должна обозначаться как SAE 15W-30. Кстати сказать, такой перевод не всегда точен, поскольку рамки классов вязкостей в обеих системах разные, но для практических целей он возможен (табл. 2).

Теперь обратимся к оценке ка­чественного уровня масла. Между­народным языком стала квалифика­ционная система, разработанная Аме­риканским нефтяным институтом (American Petroleum Institute), поэтому буквы API на этикетке предшествуют символам класса качества. А их всегда два: шкала S, соответствующая ис­пользованию данного масла в бензи­новом двигателе, и шкала С — в ди­зельном. Ступени качественного уровня обозначаются латинскими бук­вами, начиная от А, при этом классы А и В — давно пройденный этап и упоминать их сегодня нет смысла. Последующие ступени показаны в табл. 3, а сопоставление с нашей прежней классификацией — в табл. 4.

Ко всей этой информации хоте­лось бы добавить несколько замеча­ний чисто практического свойства.

То, что выбранное масло должно обеспечивать пуск мотора при ожи­даемых зимних холодах — это по­нятно. Что же касается вязкости масла при рабочей ^температуре двигателя, то предпочтительнее тот сорт, у кото­рого она повыше. Во-первых, давле­ние масла в системе будет больше, что особенно важно для немолодых двигателей, а во-вторых, расход масла по причине угара и испарения будет меньше. Последнее— не абстрактное научное заключение, а весьма ощути­мая вещь. Исследования ВАЗа показа­ли, что увеличение вязкости с 8— 9 мм2/с при 100 °С до 13—14 умень­шает угар и испарение в два, а порой и в три раза. Выгода перекрывает любую возможную разницу в цене. Иногда высказывают сомнение, не станет ли более вязкое масло увели­чивать внутренние потери мощности в моторе. Действительно, такой эф­фект в принципе есть, но на практике он совершенно неощутим и бояться этого не следует.

Качественный уровень масла дол­жен соответствовать данному двига­телю (эти указания даются в завод­ской инструкции к автомобилю). Ска­жем, для «жигулей», как известно, нужны масла класса Г\ (по прежней классификации).

ТАБЛИЦА 1

Нормативы вязкости моторных масел по классификации SAE (прочерк означает отсутствие нормы)

Класс вязкости

5W

10W

15W

20W

20

30

40

50

Температура замерзания, С (динамическая вязкость 30 000 сП)

—30

—25

—20

— 15

Динамическая вязкость в сП при температуре, "С (в скобках)

3500 (-25)

3500 (-20)

3500 (-15)

4500 (-10)

_

_

_

_

Кинематическая вязкость в сСт при температуре 100 °С:

не менее

3,8

4,1

5,6

5,6

5,6

9,3

12,5

16,3

не более

9,3

12,5

16,3

21,9

ТАБЛИЦА 2

Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел по прежней (ГОСТ 17491.1-85) и новой (API) системе классификации

ГОСТ

SAE

ГОСТ

SAE

Зз

5W

Зз/8

5W-20

43

10W

43/6

10W-20

5з

15W

43/8

10W-20

6з

20 W

43/10

10W-30

6

20

5з/Ю

1 5W-30

8

20

5з/1/

15W-30

10

30

5з/14

1 5 W-40

12

30

63

20W-30

14

40

63/14

20W-40

16

40

63/14

20W-40

20

50

ТАБЛИЦА 4

Ориентировочное соответствие классов качества моторных масел по прежней (ГОСТ 17479.1-85) и новой (API) системе классификации

ГОСТ 17479.1-85

API

В

SD/CB

В1

SD

В2

СВ

г

SE СС

Г1

SE, SF

Г2

СС

ТАБЛИЦА 3

Классификация качественного уровня моторных масел по API

Для бензиновых двигателей

Обозначение

Применение

SC

Для конструкций, поставленных на производство в 1964 — 67 годах

SD

Для конструкций 1968 — 71 годов

Для конструкций 1972 — 79 годов

SF

Для конструкций 1980 — 88 годов

SG

Для форсированных моторов, производство которых начато в 1989 году и позже

Для дизельных двигателей

СС

Для средненапряженных моторов, проектировавшихся начиная с 1961 года

CD

Для напряженных дизелей, в том числе с турбонаддувом

СЕ

Для высоконапряженных дизелей, работающих в тяжелых условиях

Примечание. Указанные в таблице годы выпуска ориентированы на средний мировой уровень. Применительно к отечественным машинам такую информацию надо применять с опре­деленной корректировкой.

ТАБЛИЦА 5

Моторные масла нового поколения

Товарное название продукта

Вязкость по SAE

Качественный уровень no API

Завод-изготовитель

«У фа люб-Су пер»

1 5W-40

SG/CE

МП «Бамос» (Уфимский

«Уфалюб»

15W-40

SF/CC

НПЗ)

«Кастрол»

15W-40

SF CC

Волгоградский НПЗ

«Рексол»

10W-30*

SF CC

Рязанский НПЗ

«Рексол»

15W-40*

SF CC

«Ангрол»

10W-30

SF CD

ПО «Ангарскнефтеоргсинтез»

В продаже может встретиться сорт с вязкостью по прежней классификации — М5з; 12Г,.

В ныне принятой международной системе это соответ­ствует ступени SE, ныне считающейся изрядно устаревшей. Масло более вы­сокого класса SF предпочтительнее, оно обеспечит улучшенные эксплуатационные показатели, повысит долговечность двигателя. Для высо­кофорсированных моторов (обычно с турбокомпрессором), устанавливае­мых на автомобилях последних мо­делей, рекомендуются масла высше­го класса SG. Они могут приготавли­ваться как на нефтяной, так и синте­тической основе. Первые на 20—30 % дороже, но и служат дольше. «Син­тетика» — прекрасный смазочный ма­териал со многими недостижимыми прежде достоинствами (в первую очередь — увеличенный в несколько раз срок службы), и единственное, что сдерживает его победное на­ступление,— высокая цена. Для справ­ки: на этикетке такого масла всег­да есть специальное указание о его синтетическом «происхождении».

Ассортимент

На территории бывшего СССР можно насчитать полтора-два десятка крупных и мелких нефтеперегонных заводов, производящих моторное масло для автомобилей. Количество сортов товарных масел, разумеется, было намного меньше. В последнее время для легковых машин устарев­ших моделей использовали сорт М8В (архаизм, о котором сегодня вряд ли следует говорить всерьез), а для более современных — МЗз/ЮГ] и М6з/12Г| (выпускались и другие «жигулевские» масла, но в мизерных дозах). Два последних — неплохие смазочные продукты, но с нынешних позиций уже нуждающиеся в мо­дернизации. Особенно это относится к сорту М5з ЮГ,. В связи с этим данная марка ныне снимается с произ­водства, хотя процедура эта не мгно­венная, поскольку у ряда заводов на­коплены значительные запасы исход­ных материалов. Масло М6з/12Г] пока продолжает выпускаться, при­чем в значительных объемах.

На смену уходящим сортам при­ходят новые, более современные, и сейчас этот процесс, что назы­вается, в разгаре.

Моторные масла нового поколе­ния, выпуск которых начат хотя бы опытно-промышленными сериями, представлены в табл. 5. К сведе­ниям, приведенным в таблице, можно добавить следующее.

Масла «Уфалюб», работа по кото­рым была начата раньше других, прошли сертификацию на таких из­вестных фирмах, как «Мерседес-Бенц», «Волво», МАН в Европе и «Камминс» в США. Соответственно они допущены на мировой рынок и могут без всяких скидок приме­няться на любых иномарках в соот­ветствии со своими качественными показателями по API. Сорт «Уфалюб» рекомендован для машин с бензино­выми двигателями, а «Уфалюб-Супер» — для дизелей на легковых автомобилях, в том числе высоко­оборотных, с турбонаддувом. В бли­жайших планах фирмы — начало вы­пуска сорта «Уфалюб-Экстра» клас­са SG/CE. Другие перечисленные в таблице масла класса SF — модер­низированные, улучшенные продукты из того ряда, который мы привыкли называть «жигулевским».