ЛИНЕЙНЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ

Линейной нормой называют расход топлива, устанавливаемый на непроизводительный пробег автомобиля, т. е. на перемещение его собствен­ной массы в определенных условиях эксплуатации. «Линейные нормы расхо­да бензина, дизельного топлива и сжиженного газа для автомобильного транспорта» утверждены постановлением Госплана СССР от 17.06.83 № 171 и введены в действие с 01.10.83. Этим же постановлением предусмотрен следующий порядок применения норм расхода для транспорт­ных средств (л/100 км):

Легковые автомобили

ЗАЗ-965, -966, -968, -968А . . 7,0.

ЗАЗ-968М, -968Р, -970, ЛуАЗ-969М…………8,0

ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2105, -21011, -21013, -21016, -21021, -21023, -2106, -21061…...8,5

ВАЗ-2121 «Нива»............ 12,0

«Москвич»-403, -407, -408, -412, -412ИЭ, -2136, 2137, ИЖ-2125, -21251……10,0

ГАЗ-21, -22, -24, -24-01, -24-02, -24-04, -24Т…… 13,0

УАЗ-469, -469Б…...16,0

Автобусы

РАФ-977, -2203, -22032……. 15,0.

УАЗ-452В……18,0

КАвЗ-685, -685Б, -685Г, -685Ю…...30,0

ПАЗ-672, ПАЗ-672С….35,0

ПАЗ-3201, -320101…….36,0

ЛАЗ-697 «Турист», -697Р……40,0

ЛАЗ-695, -695Н, -695М…...41,0

ЛиАЗ-677, 677А, -677Б. -677М…... 54,0

«Икарус-250. –256……33,0

«Икарус»-260…………40,0

«Икарус»-280…………44,0

Грузовые автомобили с бортовой платформой

УАЗ-451, -451ДМ…...15,0

ГАЗ-51, -51А………...21,5

ГАЗ-52-04, -52-05……22,0

ГАЗ-53А………………25,0

ЗИЛ-164, -130-76, -130Г-76, -130ГУ-76, -130С-76…… 31,0.

ЗИЛ-133Г, -133Г1, -133Г2, -133ГУ………………………38,0

«Урал»-377, -377Н…………………………………………44,0

ГАЗ-52-07….30,0

ГАЗ-53-07……37,0

ЗИЛ-138………42,0

ИФAW50L……20,0

МАЗ-500, -500А, -5335...…...23,0

МАЗ-53352…………………24,0

КамАЗ-5320…………………25,0

КамАЗ-53202, -53212, -53213, ЗИЛ-133ГЯ, МАЗ-514…….25,5

КрАЗ-257Б1, -257С…………………………………………...40,0

Грузовые автомобили повышенной проходимости

УАЗ-452, -452Д, -452ДМ……...17,0

ГАЗ-66, -66-01, -66-02, -66-04, -66-05…...29,0

ЗИЛ-157, -157К, -157КД………………39,0

ЗИЛ-131, -I31A…………………………42,0

«Урал»-375, -375Д, -375Н...……………61,0

КрАЗ-255Б, -255Б1........... 40,0

КрАЗ-260, -260М............ 42,5

Седельные тягачи и автопоезда

ГАЗ-52-Об с полуприцепом ПАЗ-744...... 22,0 (26,0)

КАЗ-608В с полуприцепом КАЗ-717 ... 30,5 (38,5)

ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ с полуприцепом ММЗ-584Б.............38,5 (43,5)

ЗИЛ-130В1-76 с полуприцепом ОдАЗ-885 ... 31,0 (37,0)

ЗИЛ-131В с полуприцепом ОдАЗ-885... 41,0 (47,0)

«Урал»-375С, -375СН, 375СК-1 с полуприцепом ОдАЗ-935............. 60,5 (70,5)

«Урал»-377С, -377СН с полуприцепом ОдАЗ-935 . 44,0 (54,0)

МАЗ-504В с полуприцепом МАЗ-5205... 31,0 {38,0)

МАЗ-509, -509А с прицепом-роспуском ГКБ-9383 . 36,5 (42,0)

КрАЗ-255В с полуприцепом МАЗ-5245... 40,5 (45,5)

КрАЗ-255Л, -255Л1, -255ЛС с прицепом-роспуском ГКБ-9383.........41,5 (47,0)

КрАЗ-258, -258Б1 с полуприцепом ЧМЗАП-5523А 40,0 (49,0)

КамАЗ-5410, -54101 с полуприцепом ОрАЗ-9370 . 25,0 (31,0)

Автомобили-самосвалы

ГАЗ-САЗ-2500, -3502, -53Б......... 29,0

ЗИЛ-ММЗ-555, -4502, -45021, -45022, -554, -555М 37,0

МАЗ-503, -503Б, -5549.......... 28,0

КамАЗ-5510, -55102........... 32,0

КамАЗ-5511.............. 34,0

КрАЗ-256, -256Б, -256Б1, -256БС, -256Б1С . . . 48,0

Без скобок — для одиночного седельного тягача, а скобках — для автопоезда.

Специализированные автомобили

ЕрАЗ-762, -762В, -37305.......... 15

Ныса С-501-1, «Жук» А-03, А-06...... 14

ИЖ-2715, -27151........... . 11

Примечания.

1. Для автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно устанавливается расход топлива на каждые 100 т • км: бензина — 2 л, сжиженного газа — 2,5 л, дизельного топлива — 1,3 л. При работе автомобилей с прицепами линейная норма расхода топлива увеличи­вается на каждую тонну массы снаряженного прицепа: бензина — 2 л, сжиженного газа — 2,5 л, дизельного топлива — 1,3 л.

2. Для автомобилей-самосвалов и автопоездов в составе автомобиля-само­свала и самосвального прицепа дополнительно устанавливается расход топлива на каждую ездку с грузов в количестве 0,25 л.

При работе самосвальных автопоездов линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну общей массы прицепного подвижного состава (при его полезной загрузке 50 процентов): бензина — 2 л. сжиженного газа — 2,5 л, дизельного топлива — 1,3 л.

3. При работе специализированных автомобилей и автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, линейные нормы расхода топлива увели­чиваются или уменьшаются на каждую тонну повышения или снижения массы такого автомобиля против базового: бензина — 2л, сжиженного газа — 2,5 л, дизельного топлива — 1,3 л.

4. Для автомобилей, по которым линейные нормы расхода топлива не утверждены упомянутым выше постановлением Госплана СССР, нормы устанавли­ваются министерствами, ведомствами СССР, советами министров союзных республик.

Изменение норм. Нормы могут быть увеличены или снижены в за­висимости от конкретных условий эксплуатации. При необходимости одно­временного внесения поправок, предусматривающих увеличение и сниже­ние норм, линейная норма расхода топлива устанавливается с учетом сум­мы или разности поправок, перечисленных ниже.

Руководителям автотранспортных предприятий предоставляется право устанавливать дифференцированные маршрутные нормы расхода автомо­бильного топлива в пределах потребности, определенной по линейным нор­мам по предприятию в целом.

Увеличение норм. Линейные нормы расхода топлива увеличиваются:

при работе в зимнее время в южных районах страны до 5%, в север­ных районах страны до 15%, в районах Крайнего Севера и местностях, при­равненных к ним, до 20%; в остальных районах страны до 10%;

при работе в горных местностях на высоте над уровнем моря от 1000 до 1500 м на 5%, от 1501 до 2000 м на 10%, от 2001 до 3000 м на 15%, свыше 3000 м на 20%;

при работе на дорогах со сложным планом {наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м)—до 10%;

при работе в черте города, требующей частых остановок (в среднем более одной остановки на 1 км общего пробега) — до 10%;

при перевозке грузов, требующей пониженных скоростей движения автомобилей — до 10%;

при эксплуатации новых автомобилей и автомобилей после капитально­го ремонта на протяжении первой тысячи км — до 5%;

при почасовой работе грузовых автомобилей или при их постоянной работе в качестве технологического транспорта на территории предприя­тий, внутри цехов и т. п. — до 10%;

при работе в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), при движении по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках до основной магистрали) — до 20%;

при учебной езде — до 20%;

при работе в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распути­цы, снежных или песчаных заносов — до 35% на срок не более 1 мес.

Снижение норм. Линейные нормы расхода топлива уменьшаются: при работе на внегородских дорогах с усовершенствованным покрыти­ем — до 15%;

при эксплуатации ведомственных автобусов, не работающих на регуляр­ных маршрутах,— до 10%.